В период январь-февраль 2015 года рынок грузоперевозок из Евросоюза в восточном направлении (страны СНГ) сократился примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В физическом выражении сокращение перевозок в крупнейшие страны СНГ - Россию, Украину, Беларусь и Казахстан - составило порядка 1297 тыс. т грузов (-23%). Наибольшее сокращение произошло на правлении импорта в Российскую Федерацию (-1566 тыс. т; -40%). Положительная динамика импорта в Украину и Республику Беларусь (+14% и +25% соответственно) не в состоянии были компенсировать в физическом выражении сокращения импорта в РФ. (Здесь и далее – по данным Eurostst, обработка данных – Департамент маркетинга ГК TELS.)
***
Из стран Евросоюза в Российскую Федерацию за январь-февраль 2015 года на 4-х видах транспорта (авто, ж/д, авиа, море) было доставлено 2344 тыс. т грузов, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение грузоперевозок произошло на всех видах транспорта: динамика сокращения перевозок авто, ж/д и морем была примерно одинаковой – на 38-42%, авиаперевозки снизились на 21%. На авиатранспорте, как правило, перевозят значительно более дорогостоящие грузы, что отчасти объясняет, почему в стоимостном выражении импорт в РФ сократился только 33% (до 10779 млн евро).
янв-фев 2014, тонн
янв-фев 2015, тонн
Динамика,%
Авто
2 365 888
1 458 494
-38%
Море
1 065 669
618 272
-42%
Ж/д
466 383
258 057
-45%
Авиа
11 754
9 260
-21%
Сокращение импорта в Российскую Федерацию из стран Евросоюза обусловлено рядом негативных факторов. Помимо основной причины – общей рецессии мировой экономики и сокращения спроса на рынке России, грузооборот снизили взаимные санкции.
Санкции Евросоюза против Российской Федерации в 2014 году очень существенно ограничили доступ российских банков к европейским капиталам, что в свою очередь сократило инвестиционный потенциал российской экономики, снизив спрос на импортные товары и оборудование. Вместе с этим было введено ограничение на поставк в Россию некоторых видов оборудования и технологий , что еще больше сократило потребительский потенциал российской промышленности.
Рост курса рубля по отношении к евро с конца 2014 года в сильной степени повлиял на импорт потребительских товаров – они стали значительно дороже для российского покупателя. Ответные санкции России, ограничивающие импорт продовольствия из ряда стран, начиная с IV квартала 2014 года также значительно сократили импортный грузопоток из некоторых стран ЕС.
***
Украина за рассматриваемый период импортировала из Евросоюза на 14% больше грузов – 1294 тыс. т. Ярко выраженным трендом на этом рынке международных перевозок было перераспределение грузопотока с автотранспорта на железную дорогу. Автомобильные грузоперевозки сократились на 17% (до 539 тыс. т), в это же время железнодорожные перевозки увеличились более чем 2 раза (до 663 тыс. т), обогнав по объемам перевозки автотранспортом.
янв-фев 2014, тонн
янв-фев 2015, тонн
Динамика,%
Авто
650 605
539 215
-17%
Море
171 924
90 842
-47%
Ж/д
306 657
662 958
116%
Авиа
1 845
1 255
-32%
***
Грузопоток из Евросоюза в Республику Беларусь в январе-феврале 2015 года также вырос на 25% (до 558 тыс. т). Основной объем грузоперевозок (около 87%) на данном направлении осуществлялся автомобильным транспортом, здесь и произошло значительное увеличение грузоперевозок (+29%, до 486 тыс. т). Также можно отметить положительную динамику перевозок железнодорожным транспортом (+28%), хотя по физическим объемам это увеличение было незначительным (65 тыс. т).
янв-фев 2014, тонн
янв-фев 2015, тонн
Динамика,%
Авто
377 647
485 661
29%
Море
17 951
6 851
-62%
Ж/д
50 718
64 767
28%
Авиа
339
222
-35%
Заметный рост импорта из Евросоюза в Республику Беларусь начался еще в ноябре 2014 года и продолжился вначале 2015 года. Увеличение грузопотока произошло за счет сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В значительной степени это объясняется тем, что Беларусь перенаправила на себя запрещенное к импорту в Россию продовольствие, с последующим реэкспортом в РФ после переработки. Хотя этот грузопоток сдерживался Россельхознадзором РФ, периодически «находящим» в ипортируемых из Беларуси продуктах питания запрещенные вещества.
***
Объемы грузоперевозок из ЕС в Казахстан выглядят весьма незначительными на фоне объемов вышеперечисленных стран – 91 тыс. т в январе-феврале 2015 года (-4%). При этом, на 20% увеличились объемы перевозок на автомобильном транспорте (до 84 тыс. т). Грузоперевозки остальными видами транспорта значительно сократились.
янв-фев 2014, тонн
янв-фев 2015, тонн
Динамика,%
Авто
70 133
84 449
20%
Море
15 312
10 753
-30%
Ж/д
49 086
34 620
-29%
Авиа
2 828
2 334
-17%
***
В разрезе товарных групп больше всего сократились в физическом выражении поставки из Евросоюза в СНГ продукции машиностроения, оборудования и промышленных товаров, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. При этом отмечается высокий рост перевозок твердого минерального топлива (+188 тыс. т) - почти весь этот объем был доставлен из Польши.
Товары
2 мес. 2014, тонн
2 мес. 2015, тонн
Динамика, %
Динамика, тонн
Машины, транспортное оборудование, промышленные товары
1 667 429
1 148 341
-31%
-519 088
Продукты питания и корм для животных
725 110
434 130
-40%
-290 980
Сельскохозяйственная продукция
843 311
554 847
-34%
-288 464
Химия
968 635
795 291
-18%
-173 344
Нефтепродукты
400 664
240 346
-40%
-160 318
Металлопродукция
194 597
127 267
-35%
-67 330
Удобрения
12 771
11 286
-12%
-1 485
Природные и промышленные минералы, строительные материалы
613 271
613 989
0%
718
Руды и лом металлов
31 750
57 561
81%
25 811
Твердое минеральное топливо
99 796
287 805
188%
188 009
***
Если рассмотреть рынок грузоперевозок ЕС-СНГ в разрезе стран Евросоюза, сокращение импорта в в январе-феврале 2015 года прозошло из 24 стран. В физическом выражении наибольшее сокращение импорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было из:
- Германии (-235 тыс. т; -28%),
- Финляндии (-110 тыс. т; -30%),
- Нидерландов (-106 тыс. т; -34%),
- Эстонии (-103 тыс. т; -67%),
- Румынии (-102 тыс.; -46%),
- Бельгии (-95 тыс. т; -39%),
- Швеции (-83 тыс. т; -51%),
- Испании (-79 тыс. т; -40%),
- Италии (-76 тыс. т; -31%),
- Великобритании (-70 тыс. т; -50%).
Увеличились поставки в СНГ из:
- Словакии (+68 тыс. т; +65%) – за счет строительных материалов;
- Литвы (+45 тыс. т; +10%) – за счет сельскохозяйственной продукции;
- Болгарии (14 тыс. т; +28%) – за счет металлической руды и химической продукции;
- Хорватии (+12 тыс. т; +280%) – за счет продуктов питания.
Можно также отметить феноменальную способность Польши в восстановлении своего экспортного потенциала в восточном направлении. Несмотря на санкции со стороны РФ, в сильной степени ограничившие поток сельскохозяйственной продукции в Российскую Федерацию, общий грузопоток из Польши в рассматриваемые страны СНГ сократился всего на 1%. По итогам января-февраля 2015 года Польша – бесспорный лидер в рейтинге экспортеров в страны СНГ по объемам грузоперевозок.
Объемы импортных грузоперевозок в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан из стран Евросоюза в январе-феврале 2015 г.
Страна
2 мес. 2014, тонн
2 мес. 2015, тонн
Динамика, %
Польша
1 124 792
1 109 556
-1%
Германия
848 574
613 142
-28%
Литва
442 043
487 350
10%
Финляндия
366 348
256 257
-30%
Нидерланды
316 593
210 299
-34%
Италия
251 372
173 867
-31%
Словакия
103 937
171 637
65%
Бельгия
244 175
149 598
-39%
Франция
193 702
127 468
-34%
Румыния
219 910
118 101
-46%
Испания
196 231
117 474
-40%
Венгрия
132 145
107 223
-19%
Чехия
153 792
102 056
-34%
Латвия
136 602
91 031
-33%
Швеция
163 758
80 676
-51%
Австрия
107 932
75 006
-31%
Великобритания
139 261
69 105
-50%
Болгария
50 164
64 034
28%
Эстония
154 586
51 116
-67%
Греция
58 908
49 473
-16%
Дания
63 505
30 001
-53%
Ирландия
90 983
23 695
-74%
Словения
26 810
19 746
-26%
Хорватия
4 459
16 941
280%
Португалия
14 055
7 974
-43%
Люксембург
16 226
4 612
-72%
Кипр
3 870
568
-85%
Мальта
6
4
-33%
***
Прогнозы по дальнейшему развитию логистического рынка Евросоюз-СНГ скорее пессимистичные – экономики стран СНГ сегодня не на растущем трэнде. Несколько оживить торговлю на данном направлении может отмена взаимных санкций Евросоюза и России, однако явных признаков того, что в ближайшее время это будет сделано, не наблюдается.
В части потребления продовольствия Россия частично переориентировалась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также увеличила закупки внутри России и стран СНГ. Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев провозгласил курс на ускоренное импортозамещение продовольствия, готовится запрет на госзакупки ряда импортных продуктов, при этом страны-партнеры по ЕАЭС приравниваются к отечественным производителям. Все это говорит о том, что в сегменте перевозок продуктов питания рынок вряд ли уже вернется к ситуации середины 2014 года, грузопотоки здесь уже изменились и будут меняться дальше. Регионом импорта продовольствия из ЕС (для дальнейшего реэкспорта в Россию после переработки) становится Республик Беларусь.
Размораживание отношений между Россией и Евросоюзом (отмена санкций) несколько увеличит импорт в Россию оборудования. Поставки потребительских товаров, автотранспорта, вероятнее всего, будут и дальше сокращаться в силу снижения покупательской способности населения.
Департамент маркетинга ГК TELS