Автогрузоперевозки в октябре: рынок замедляется, ставки — на максимуме

Колонна грузовых автомобилей на федеральной трассе осенью — отражение ситуации на рынке автоперевозок России в октябре 2025 года

После летнего подъёма рынок автомобильных перевозок в России вошёл в фазу коррекции. Средняя ставка по стране достигла 74,7 руб./км — новый максимум года, но темпы роста замедляются. Что влияет на тарифы и как изменилась динамика по направлениям, типам кузовов и регионам — в обзоре по данным цифровой платформы «Монополия».

Тарифы замедляют рост, но остаются на исторических максимумах

По итогам октября 2025 года средневзвешенный тариф на внутрироссийские автоперевозки составил 74,7 руб./км, что:

  • на 1,2 % выше, чем в сентябре;

  • на 11,3 % выше, чем в октябре 2024 года.

При этом прирост заметно снизился по сравнению с предыдущими месяцами: в сентябре ставки росли более чем на 4 % за месяц — на фоне пиковых объёмов перевозок после сбора урожая. Сейчас рынок остывает.

Индекс ставок от «Монополии» достиг 2017 пунктов, что стало новым максимумом 2025 года. Однако темп роста этого показателя составил всего 0,8 % против 4 % в сентябре.

Причины замедления: экономика, границы, сезонность

По сравнению с 2024 годом, когда октябрь ознаменовался активной подготовкой ритейлеров к «Чёрной пятнице», в 2025-м темпы прироста замедлились.

Эксперты связывают это с несколькими факторами:

  • Замедление экономической активности: выручка российских компаний в октябре резко снизилась по сравнению с сентябрём.

  • Сложности на границе с Казахстаном: ограничения и заторы повлияли на логистику международных и приграничных маршрутов.

  • Финал сезонного пика: завершение агросезона и спад закупочной активности торговых сетей.

По словам Александра Отрощенко, директора по управлению данными цифровой логистической платформы «Монополия», «ожидаемое замедление может продолжиться в ноябре, если макроэкономическая конъюнктура не улучшится».

География ставок: где дороже всего?

Самое дорогое направление по-прежнему — Москва — Санкт-Петербург, где ставка в октябре составила 91,1 руб./км (+2,8 % к сентябрю, +26 % год к году).

Другие заметные изменения:

  • Нижний Новгород — Москва: 75,5 руб./км (+12 % м/м, +19 % г/г);

  • Татарстан — Москва: снижение на 1 % к сентябрю, связано с насыщением спроса после летнего пика.

Дизель дорожает, но не давит на рынок напрямую

Средняя цена дизельного топлива в октябре достигла 70–72 руб./л:

  • Рост на 1 % к сентябрю,

  • Рост на 8–10 % в годовом выражении.

Особенно быстро топливо дорожает в Центральной России и на юге страны. Однако, несмотря на подорожание, влияние на тарифы ограничено: перевозчики частично закладывают изменения в ставку с лагом и на фоне общей корректировки спроса.

По типам кузовов: рефрижераторы — в лидерах по ставке

В зависимости от типа подвижного состава тарифы в октябре распределились следующим образом:

Тип транспорта Ставка (руб./км) Изменение к сентябрю Год к году
Рефрижераторы 78,9 +2,7 % +10,8 %
Термосы 72,6 +0,6 % +8,4 %
Тентовые прицепы 69,6 +1,0 % +8,4 %

Рост по рефрижераторам сохраняется за счёт устойчивого спроса на доставку продуктов и товаров, чувствительных к температуре, особенно в рамках подготовки к праздничному сезону.

Вывод: рынок входит в «остывшую» фазу, но остаётся стабильным

Несмотря на замедление темпов роста, рынок автоперевозок демонстрирует устойчивость. Ставки остаются на высоком уровне, особенно по стратегическим маршрутам. Повышенные тарифы на фоне растущих издержек (топливо, простои, оборудование) и ограниченного предложения сохраняют давление на цену.

В ноябре и декабре возможно кратковременное оживление из-за предновогодних логистических нагрузок. Но в целом рынок вступает в фазу сезонного замедления, типичного для конца года.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости