
Власти обсуждают продление срока пребывания иностранных водителей до 180 дней. Как сообщают «Ведомости», текущее регулирование уже нарушает логистику и обостряет ситуацию на границах.
Лимит исчерпан — логистика тормозит
С января 2025 года в России действуют новые нормы миграционного законодательства, которые ограничивают срок пребывания иностранных граждан из безвизовых стран 90 днями в календарном году, независимо от количества въездов и выездов. Это напрямую затронуло профессиональных водителей-дальнобойщиков, занятых в международных перевозках, особенно из стран ЕАЭС.
Как пишут «Ведомости», многие водители из Казахстана, Киргизии и Армении уже исчерпали лимит нахождения в РФ и не могут продолжать рейсы до начала нового года. Некоторые были задержаны за нарушение миграционных правил, получив предписание покинуть страну.
ЕАЭС: «это ограничение мешает движению товаров»
По запросу Министерства экономики Киргизии 10 октября вопрос был вынесен на обсуждение на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По мнению представителей МЭК, существующий порядок противоречит принципу свободы перемещения товаров, заложенному в соглашениях ЕАЭС.
В ЕЭК подтверждают, что работают над двумя направлениями:
-
Снятие ограничений для водителей, уже подвергшихся административным мерам;
-
Нераспространение новых миграционных норм на дальнобойщиков из стран ЕАЭС.
Создан оперативный штаб для сбора инцидентов, связанных с ограничениями. При этом Минтранс России уточняет, что подавляющее большинство законно въезжающих водителей не сталкиваются с проблемами, а зафиксированные случаи — единичные.
Армения: протесты на границе
Ситуация вызвала напряженность и в других странах: как сообщает Sputnik Армения, в октябре армянские дальнобойщики перекрыли дороги, ведущие к границе с Грузией. Они требуют от властей урегулировать ситуацию с российской стороной.
Возможное решение — 180 дней
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя Минтранса, в правительстве обсуждается возможность увеличения срока пребывания для иностранных водителей до 180 дней. Однако пока поправки в законодательство не внесены, действует прежняя норма — 90 дней.
Что говорит практика других стран
Как отмечает управляющий партнер Veta Илья Жарский, в большинстве развитых стран дальнобойщики не подпадают под общие миграционные правила:
-
В США используются визы H-2B или специальные временные разрешения с учетом маршрута.
-
В Канаде действуют разрешения для международных перевозчиков, позволяющие работать более 90 дней.
Такой подход помогает избегать сбоев в трансграничной логистике.