Людмила Прибыльская
Еврокомиссия считает принятые рядом государств Восточной Европы ограничения в связи с коронавирусом нарушением базовых принципов ЕС. Комиссия потребовала пересмотра политики закрытия границ и восстановления транспортного сообщения в полном объеме, в первую очередь грузового.
Еврокомиссия приняла собственные указания по соблюдению Шенгенского соглашения при пересечении границ: меры контроля не должны нарушать преемственности поставок, ухудшать доступность товаров и идти вразрез с базовыми интересами экономик каждой из стран и Евросоюза в целом. Следует отменить запреты на передвижение водителей грузовиков, бригад поездов и авиационных экипажей.
«Любые запланированные транспортные ограничения должны быть доведены до сведения Еврокомиссии и других государств-членов заблаговременно. Перед их внедрением должны быть соблюдены меры безопасности, применяемые в авиационном секторе», -- указала Еврокомиссия.
Поставки товаров, особенно основных продуктов питания, а также лекарств, медицинского оборудования, должны осуществляться беспрепятственно. Страны не вправе устраивать какую бы то ни было дополнительную сертификацию товаров, ибо по заключению Европейской службы пищевой безопасности (the European Food Safety Authority), нет никаких свидетельств о том, что пища является переносчиком Covid-19.
«Государства-члены должны обеспечить удовлетворение социальных нужд и избегать паники, когда толы покупателей создают опасные риски в магазинах, -- указывается в документе. – Это требует проактивных действий во всей цепи поставок. Специфические транспортные узлы (порты, аэропорты, логистические хабы) должны быть усилены».
Отдельно прописаны меры санитарного контроля, рекомендуемые для применения в странах-участницах.
- Инфицированные лица и лица из группы риска должны иметь приоритетный доступ к медицинской помощи.
- На внешних границах необходимо установить оборудование скрининга, позволяющее определить признаки Covid-19 у прибывающих пассажиров, обеспечить заполнение форм контроля за здоровьем пассажиров (Public Health Passenger Locator Form) на борту самолета, парома, поезда, автобуса, прибывающего из регионов, затронутых эпидемией; заполнение Морской декларации здоровья для прибывающих судов, с перечислением всех посещенных портов.
- Обеспечить информационные материалы (листовки, баннеры, постеры, электронные слайды) для пассажиров, прибывающих из охваченных эпидемией регионов, установить оборудование, позволяющее установить людей с признаками заболевания при выезде из таких регионов. Лиц, которые вызвали подозрения симптомами заболевания, нельзя допускать к путешествию, их следует изолировать в учреждении здравоохранения. Власти с обеих сторон границы должны согласиться с мерами по задержке таких путешественников с тем, чтобы для них были проведены дальнейшие обследования, а при необходимости изоляция в карантин и лечение – также в стране прибытия по соглашению со страной отправления.
«Пограничные проверки, в том числе между странами ЕС, должны быть организованы так, чтобы предупредить скопление людей и очереди, которые лишь увеличивают риск распространения вируса, -- подчеркивается в документе. -- Государства ЕС обязаны предусмотреть приоритет в прохождении границы для работников «передней линии»: не только тех, кто обеспечивает доставку продуктов или медпомощь, но и другие важные услуги (уход за детьми и пожилыми, службы техпомощи для оборудования). Страны ЕС, особенно соседние, обязаны тесно сотрудничать и координировать свои действия с ЕС, чтобы обеспечить эффективность и пропорциональность мер борьбы с вирусом».