
4 сентября 2025 года Владивосток стал точкой входа в новую эру портовой логистики. Транспортная группа FESCO ввела в эксплуатацию первый в стране стационарный инспекционно-досмотровый комплекс (СИДК) портального типа на территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП). Разработанный на базе отечественных технологий, он стал пятой подобной установкой в мире — и первой в морском пункте пропуска в России.
Проект был представлен в дни Восточного экономического форума. В торжественной церемонии приняли участие генеральный директор FESCO Пётр Иванов, министр транспорта РФ Андрей Никитин и начальник Дальневосточного таможенного управления ФТС России Дмитрий Жуков.
Новый стандарт инспекции: как работает СИДК
СИДК — это полностью автоматизированная система контроля, позволяющая производить сканирование контейнеров в потоке, без остановки транспортных средств и без выхода водителей из кабины. Комплекс оборудован рабочими местами для сотрудников таможни, что обеспечивает быструю интерпретацию и обработку данных.
Главное преимущество — ускорение процедур фактического контроля вдвое, до одного дня. Это существенно снижает общее время нахождения грузов в порту, разгружает инфраструктуру и минимизирует непроизводственные издержки участников ВЭД.
Цифровизация и суверенные технологии
Разработка и производство комплекса полностью осуществлены на базе российских технологий. Это важный шаг в направлении технологического суверенитета и импортонезависимости критически важной инфраструктуры.
«Мы продолжаем системную работу по цифровой трансформации портовых процессов. СИДК — пример того, как можно совмещать инновации, безопасность и эффективность», — подчеркнул глава FESCO Пётр Иванов.
Стратегический эффект: Владивосток как точка притяжения
Проект имеет значимость не только для ВМТП, но и для всей логистической инфраструктуры страны. Как отметил министр транспорта Андрей Никитин, внедрение такого оборудования именно на Дальнем Востоке символично: это ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион, где конкуренция за эффективность и скорость грузопотоков выходит на новый уровень.
Кроме ускорения логистики, СИДК позволит таможенным органам повысить прозрачность и точность контроля, снизить риски нарушений и усилить национальную безопасность.
Что дальше?
Внедрение портального СИДК — часть более широкой стратегии развития инфраструктуры FESCO и усиления её роли как интегратора мультимодальных решений. Запуск комплекса демонстрирует, как частный бизнес при поддержке государства может запускать проекты мирового уровня, способные трансформировать отрасль.