Грузоперевозки в России восстанавливаются, но рост тормозит низкая рентабельность

Тяжелый грузовой автомобиль на автомагистрали — символ восстановления грузоперевозок в России в условиях низкой рентабельности

После провального I квартала 2025 года спрос на грузоперевозки в России вырос на 7%, достигнув положительной динамики впервые с начала года. Однако отрасль по-прежнему сталкивается с дефицитом транспорта, сниженной рентабельностью и необходимостью пересмотра тарифной политики.

Фактор сезона и лизинг-кризис как драйверы роста

По данным компании ПЭК, на рост объёмов перевозок повлияло сразу несколько факторов:

  • наступление высокого сезона поставок в преддверии «Чёрной пятницы» (24 ноября — 1 декабря) и новогодней торговли;

  • снижение ключевой ставки, стимулирующее закупочную активность;

  • массовый возврат техники лизингодателям, вызванный кризисом начала года.

«С конца 2024 года перевозчики вернули лизингодателям более 30 тысяч единиц техники, ещё около 10 тысяч — под угрозой изъятия», — сообщил Андрей Мякин, заместитель директора ПЭК, ссылаясь на данные Объединённой лизинговой ассоциации.

Дефицит мощностей фиксируется в цифрах

По индикатору ATrucks, измеряющему соотношение спроса и доступных транспортных мощностей, на 22 сентября показатель достиг +27, что означает сильный дефицит предложения. Для сравнения:

  • Май: —1 (баланс)

  • Февраль: —77 (резкий избыток транспорта из-за падения заказов)

Это говорит о развороте рыночной ситуации, но и о нарастающей нагрузке на оставшиеся ресурсы.

Тарифы растут — но не догнали инфляцию

Средний тариф на перевозку генеральных грузов в закрытом кузове вырос с начала года на 13,4%, до 82,5 руб./км. Однако этот рост недостаточен для компенсации:

  • инфляции (9,52% в 2024 г.),

  • повышения стоимости содержания автопарка,

  • подорожания топлива и обслуживания.

«Для реального восстановления необходима индексация тарифов как минимум на 5% к прошлому году, а с учётом инфляции — на 15% к текущему уровню», — считает Андрей Мякин.

Лидеры по объёмам перевозок в сентябре:

  1. Москва

  2. Санкт-Петербург

  3. Новосибирск

  4. Екатеринбург

  5. Краснодар

На эти пять городов пришлось 63% всего грузопотока, по данным ПЭК.

Прогноз: осторожный оптимизм с горизонтом 2027

Андрей Мякин отмечает, что при сохранении текущих условий — низких тарифов, высокой ставки и отсутствии господдержки — отрасль сможет сохранить краткосрочную стабильность, но не выйти на траекторию роста.

Для полноценного восстановления к 2027 году необходима:

  • поддержка обновления автопарков,

  • снижение ключевой ставки,

  • рыночная корректировка тарифов,

  • стабилизация лизингового сектора.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости