После провального I квартала 2025 года спрос на грузоперевозки в России вырос на 7%, достигнув положительной динамики впервые с начала года. Однако отрасль по-прежнему сталкивается с дефицитом транспорта, сниженной рентабельностью и необходимостью пересмотра тарифной политики.
Фактор сезона и лизинг-кризис как драйверы роста
По данным компании ПЭК, на рост объёмов перевозок повлияло сразу несколько факторов:
-
наступление высокого сезона поставок в преддверии «Чёрной пятницы» (24 ноября — 1 декабря) и новогодней торговли;
-
снижение ключевой ставки, стимулирующее закупочную активность;
-
массовый возврат техники лизингодателям, вызванный кризисом начала года.
«С конца 2024 года перевозчики вернули лизингодателям более 30 тысяч единиц техники, ещё около 10 тысяч — под угрозой изъятия», — сообщил Андрей Мякин, заместитель директора ПЭК, ссылаясь на данные Объединённой лизинговой ассоциации.
Дефицит мощностей фиксируется в цифрах
По индикатору ATrucks, измеряющему соотношение спроса и доступных транспортных мощностей, на 22 сентября показатель достиг +27, что означает сильный дефицит предложения. Для сравнения:
-
Май: —1 (баланс)
-
Февраль: —77 (резкий избыток транспорта из-за падения заказов)
Это говорит о развороте рыночной ситуации, но и о нарастающей нагрузке на оставшиеся ресурсы.
Тарифы растут — но не догнали инфляцию
Средний тариф на перевозку генеральных грузов в закрытом кузове вырос с начала года на 13,4%, до 82,5 руб./км. Однако этот рост недостаточен для компенсации:
-
инфляции (9,52% в 2024 г.),
-
повышения стоимости содержания автопарка,
-
подорожания топлива и обслуживания.
«Для реального восстановления необходима индексация тарифов как минимум на 5% к прошлому году, а с учётом инфляции — на 15% к текущему уровню», — считает Андрей Мякин.
Лидеры по объёмам перевозок в сентябре:
-
Москва
-
Санкт-Петербург
-
Новосибирск
-
Екатеринбург
-
Краснодар
На эти пять городов пришлось 63% всего грузопотока, по данным ПЭК.
Прогноз: осторожный оптимизм с горизонтом 2027
Андрей Мякин отмечает, что при сохранении текущих условий — низких тарифов, высокой ставки и отсутствии господдержки — отрасль сможет сохранить краткосрочную стабильность, но не выйти на траекторию роста.
Для полноценного восстановления к 2027 году необходима:
-
поддержка обновления автопарков,
-
снижение ключевой ставки,
-
рыночная корректировка тарифов,
-
стабилизация лизингового сектора.





