Авиационная логистика часто воспринимается бизнесом как простая и понятная история: оплатил перевозку — получил груз. В реальности между заявкой и фактической доставкой может возникнуть целый ворох дополнительных неочевидных, а иногда и абсолютно неожиданных издержек. Откуда берутся скрытые расходы клиентов, кто на самом деле за них отвечает, как в этом разобраться новичку и как лучше выстроить работу — объяснил Никита Баранов, совладелец и директор по стратегии TLS Group.
Что влияет на стоимость авиаперевозок грузов
Стоимость авиационных перевозок всегда была волатильной. В течение последних лет глобального роста или шокового падения цен не случилось, но тенденция к плавному увеличению сохраняется: за год тарифы выросли на 5–7%. На цену по-прежнему сильнее всего влияют два фактора: сезонность и география.
Сезонность: зимой стоимость авиаперевозок неизменно растёт на северных направлениях. Причина — необходимость антиобледенительной обработки авиабортов. Летом, наоборот, дорожают перевозки на юг из-за сокращения числа рейсов и перегрева инфраструктуры.
География: например, из Азии заметный скачок тарифов бывает накануне Китайского нового года, а сразу после праздника ситуация возвращается в прежние рамки.
Из чего на самом деле складывается стоимость авиаперевозки
Ни один профессиональный экспедитор не скажет вам, что стоимость перевозки — это простая сумма за килограмм. Цена формируется, как конструктор, из множества переменных.
- Базовый тариф авиакомпании. Это основа расчёта, зависящая от маршрута, типа борта (пассажирский всегда дешевле грузового примерно на 25%), времени года, класса груза (генеральные, опасные, ценные, требующие особых условий перевозки).
- Тип и вес груза (платный вес). Здесь клиенты часто теряют деньги из-за недопонимания. Авиакомпания берет плату не за фактический вес, а за больший показатель из двух: фактический вес (брутто) и объёмный вес, который вычисляют по формуле: длина х ширина х высота в см / 6000. Это критично: если, например, вы отправляете что-то лёгкое, но объёмное (например, пуховый товар), то оплачиваете по объёму, а не по массе — иначе авиакомпания попросту лишится прибыли, а борта будут забиты «воздухом».
- Дополнительные сборы и надбавки. Это та самая «серая зона», где появляются непредвиденные расходы. Топливный сбор ($0,3–0,7 за кг), сбор на обеспечение безопасности ($0,1–0,2), аэропортовые и авианакладные сборы ($15–50 за партию) плюс хэндлинг — обработка груза в аэропорту ($20–100). Эти сборы часто незаметны для клиента, потому что прибавляются к базовому тарифу, а не включены в него изначально. Это коммерческий ход: низкий базовый тариф привлекает внимание, а итоговая сумма формируется за счет сборов.
- Наземная логистика. Доставка «от двери до двери» не ограничивается аэропортами: нужно привезти груз в авиахаб, затем от аэропорта до склада получателя. Чем больше плечей доставки, тем выше издержки, и тут — важный момент! — цена зависит от типа транспорта, количества остановок, специфики товара и опять-таки «платного веса».
- Таможенное и документальное оформление. Экспортное и импортное оформление (услуги брокера) — ещё одна затратная статья ($200–700 за услугу), которой нельзя пренебрегать. Иногда эти работы выполняют поставщик или сам клиент — всё зависит от условий сделки.
- Прочие сборы. Например, перевозка литиевых батарей, косметики, алкоголя, определённых химических реагентов требует специального согласования и сопровождается дополнительными сборами (до $500 за партию).
- Маржа экспедитора. Это надбавка за услуги экспедитора, в среднем она составляет 5-10% от стоимости доставки.
Непредвиденные расходы: кто виноват и кто платит?
Это самая болезненная тема. Дополнительные траты делятся на три категории.
Зависящие от клиента. Просрочка оплаты таможенных платежей, влекущая за собой платное хранение. Несоответствие веса или объема заявленным (перевес). Неподготовленность груза (например, требуется срочная переупаковка ненадежного гофрокартона).
Зависящие от экспедитора. Ошибки в оформлении документов (например, опечатка в авианакладной), ведущие к задержкам и штрафам. Несоблюдение правил перевозки (например, опасный груз оформлен как генеральный).
Важно: все расходы, возникшие по вине экспедитора, он оплачивает сам.
Не зависящие ни от кого (форс-мажор). Погодные условия, отмена рейсов. Внезапный досмотр таможни. Изменение тарифов аэропортов или авиакомпаний уже после подтверждения заявки. Введение ограничений на товар, находящийся в пути. Решение авиакомпании перенести чартерный рейс.
Кто за это платит? Если расходы не указаны, но обусловлены третьей стороной, то обычно их оплачивает клиент, так как эти операционные расходы возникли в процессе выполнения поручения, и экспедитор не влияет на них.
Почему у клиента может возникать ощущение обмана
В логистике, как и в любой крупной сфере, работают компании разного уровня прозрачности. Хороший экспедитор сразу расписывает: вот что входит в ставку, вот что нет, вот возможные непредвиденные риски. Но встречаются и недобросовестные игроки, которые завлекают базовыми ставками (где не прописаны сопутствующие сборы), а потом выставляют дополнительные счета уже на этапе отгрузки.
Главное заблуждение — полагать, что низкий прайс равен итоговой сумме к уплате. Компании, особенно небольшой или средней руки, часто устают от долгих переговоров с разными экспедиторами — и выбирают того, у кого дешевле на бумаге, а потом переплачивают в разы. Реальный пример из жизни. Клиент получил котировку на $3,5, тогда как у других — $5. После подписания договора выясняется, что в цене учтена лишь перевозка между аэропортами, а весь спектр сопутствующих расходов (доставка до аэропорта, оформление, хендлинг, доплаты за топливо, оформление «бумажек», переупаковка — если потребуется) — отдельно, со множеством мелких шрифтов и звездочек в самом низу коммерческого предложения.
Что делать бизнесу, чтобы не переплачивать
Проверяйте коммерческое предложение. Убедитесь, что указана структура цены на всех этапах: доставка «от двери до двери», все сборы и надбавки, кто за что отвечает, что не включено, предоставлены разбивки расходов по плечам маршрута.
Внимательно читайте договор и заявку (поручение экспедитору). Именно в заявке подробно указывают все специфики — маршрут, платный вес, условия Инкотермс, необходимость маркировки, сроки, особые требования.
Настоятельно требуйте, чтобы любые дополнительные расходы подтверждались документально. В договоре должен быть пункт, который обязывает экспедитора предъявлять документы на непредвиденные издержки. Если сумма выставлена «со слов» — не платите.
Заранее уточните, что не входит в ставку. Попросите экспедитора письменно указать, что в ставку включено, а что нет (например, хранение сверх регламентируемого срока, страховка, платное повторное оформление документов и пр.). Не стесняйтесь «разжёвывать» детали — это ваше право.
Понимайте зону своей ответственности. Некоторые нюансы (например, маркировка «Честный знак» на импортных товарах, особенно впервые ввозимых в Россию) — полностью ответственность клиента и могут стать крупной и дорогой проблемой на таможне. Но хороший экспедитор действует как врач: он должен «допытывать» клиента. Мы сталкивались с ситуацией, когда клиент не учёл этот момент, но наши экспедиторы, зная такую особенность, заранее уведомили клиента о необходимости маркировки. В итоге проблему удалось решить ещё «на берегу». И хотя это зона ответственности клиента, в конечном счёте проблема стала бы общей.
Оценивайте длительность и специфику хранения. В каждом аэропорту бесплатный срок хранения индивидуален (1–2 дня для авиации, 3–5 для морского порта и т.д.), за каждую сверхнормативную минуту — платёж. Если ваши процессы не отлажены, заложите риск оплаты простоя.
Помните о «платном весе». Всегда уточняйте точные габариты груза у поставщика, чтобы избежать сюрпризов при взвешивании в аэропорту. Частая практика перевозок из Китая: поставщики занижают вес, но при взвешивании в аэропорту товар оказывается тяжелее. Иногда расхождения заявленного веса и фактического могут достигать полутора тонн, за которые придётся платить.
Задавайте вопросы и требуйте пояснений простым языком. Если что-то не очевидно — спросите экспедитора, чтобы объяснил без терминов. Хороший логистический партнёр всегда расскажет все нюансы, не спрячет информацию в примечаниях или маленьком шрифте.
Какие клиенты чаще «попадают» на дополнительные расходы
Опыт показывает: проблем больше у новичков во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и тех компаний, кто редко возит грузы авиатранспортом. Порой незнание «простых» терминов (например, chargeable weight, хендлинг, терминальные сборы, правила для опасных грузов, в которые входят даже литиевые батарейки или баллончики косметики), а также того, что входит в ставку, становится причиной лишних расходов.
Прозрачность — главный инструмент современного бизнеса
Быть уверенным в логистических издержках можно, только если ваш партнёр сам заинтересован в прозрачности. Хороший экспедитор заранее предупреждает о потенциальных рисках и ставит вашу задачу выше своей комиссии. Плохой — работает на единичную сделку, втягивая в «дешёвые ставки» и доводя до критичной точки, когда у клиента нет времени менять исполнителя.
Не бойтесь задавать вопросы! Даже опытные экспортеры сталкиваются с ситуациями, когда не учтён какой-то нюанс из-за недостатка коммуникации между сторонами. Цените тот бизнес, который готов признавать и объяснять риски.
Итоги
Авиационная логистика — не магия и не лотерея, а чётко структурированный, но очень сложный сервис, в котором цена складывается из множества факторов. Там, где не хватает прозрачности, обязательно возникают лишние расходы, недовольство, споры. Выбирайте не того, кто назвал самую низкую цифру, а того, кто готов ее детализировать, задавать вопросы и выступать вашим профессиональным консультантом в мире международных перевозок. В долгосрочной перспективе это сэкономит не только деньги, но и нервы.





