
Минтранс разработал принципы поэтапного регулирования эксплуатации стареющих судов. Ведомство предлагает запретить заход в российские порты для части иностранных судов возрастом старше 40 лет, а для более молодых, но всё ещё «возрастных» судов — ввести новые требования к техническому освидетельствованию, страховке и портовым сборам. Как пишут «Ведомости», предложения уже направлены в аппарат правительства и обсуждаются на уровне профильных министерств и отраслевых объединений.
Ключевые предложения Минтранса
Суть инициативы сводится к постепенному, до 2030 года, введению дифференцированных ограничений на заход судов в российские морские порты в зависимости от возраста и флага. Предлагаемые меры:
-
Запрет на заход иностранных судов старше 40 лет (тип судов — по решению правительства);
-
Обязательное ежегодное освидетельствование судов под флагом РФ старше 30 лет в Российском морском регистре судоходства (вместо текущих 5 лет);
-
Иностранные суда старше 30 лет должны предъявлять аналогичное свидетельство РМРС, выданное не ранее, чем за полгода;
-
Прогрессивная шкала портовых сборов для судов старше 30 лет;
-
Повышение минимального уровня страховых сумм по гражданской ответственности судовладельцев (включая риски загрязнения или ущерба инфраструктуре);
-
Допуск только для судов, застрахованных у страховщиков, входящих в реестр Минтранса (с возможностью выплат в финансовой системе РФ).
По данным Минтранса, из почти 15 тысяч судов, заходивших в российские порты в 2024 году, треть (5006 единиц) пришлись на иностранный флот. Однако по валовой вместимости он значительно превосходит российский. Из 2115 судов вместимостью свыше 30 000 куб. м только 54 были под российским флагом.
Почему это важно для рынка
Предложения Минтранса направлены на устранение дисбаланса в морских перевозках: в настоящее время значительная часть вывозных операций обеспечивается иностранными крупнотоннажными судами, часть из которых эксплуатируется сверх нормативного срока службы. Более того, зафиксированы случаи перевода стареющих российских судов под удобный иностранный флаг — с последующим продолжением их эксплуатации для вывоза из российских портов.
Андрей Костин, председатель совета директоров Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ещё весной обращался к президенту с предложением ограничить эксплуатацию устаревшего флота. По его данным, в российских водах находилось свыше 10 тысяч судов старше 25 лет при общем количестве гражданского флота около 12 тысяч.
Точки напряжения: позиции отрасли и вызовы
На сентябрьском форуме «Нева-2025» замглавы Минтранса Александр Пошивай заявил, что ограничения будут вводиться поэтапно, а до 2030 года потребуется замена 1714 судов. Список уже передан в Минпромторг.
В то же время единая позиция по срокам и механизму введения ограничений пока не сформирована. Против выступают, например, представители рыболовной отрасли: Росрыболовство считает, что запрет эксплуатации старых судов должен учитывать их техническое состояние и назначение, особенно в отношении научных, спасательных и промысловых единиц.
Аналитики также указывают на риски. Михаил Бурмистров («Infoline-аналитика») предупреждает: резкое вытеснение ветхого флота может привести к нехватке судов и росту ставок, поскольку судовладельцы не смогут быстро профинансировать обновление флота — в том числе из-за высоких процентных ставок и ограниченных мощностей верфей. По мнению Андрея Доминова («Газпромбанк лизинг»), решить проблему поможет не только льготный лизинг, но и значительное субсидирование стоимости судов — до 50% от цены.
Куда движется рынок: обновление и поддержка
Позиция Минпромторга, озвученная Антоном Алихановым на ВЭФ-2025, в целом поддерживает инициативу Минтранса. Однако упор делается на необходимость создания спроса на отечественные суда, чтобы загрузить российские верфи. Гендиректор ОСК Андрей Пучков подчеркнул: важно дать участникам рынка время и предсказуемость для выработки стратегий модернизации флота.
Эксперты отмечают, что важнее возраста судна — его техническое состояние и назначение. Например, для танкеров и судов, перевозящих опасные грузы, требования должны быть строже, чем для вспомогательных судов. При этом для полноценного обновления флота потребуется не только господдержка, но и приоритетный доступ таких судов к грузовой базе.
Выводы: как рынку готовиться к новому регулированию
Вводимые меры призваны повысить безопасность судоходства и стимулировать обновление флота, однако требуют выверенного и поэтапного подхода. Без достаточных мер поддержки это может усилить давление на судовладельцев и привести к дисбалансу в логистических цепочках.
Компании, работающие в сегментах морской и речной логистики, должны уже сейчас готовить стратегии обновления флота, искать лизинговые и субсидируемые инструменты, а также отслеживать формирование реестра допускаемых страховщиков. Государству же предстоит сбалансировать вопросы безопасности, поддержки судостроения и интересов отрасли.