По данным, опубликованным в «Ведомостях», рынок контейнерных перевозок в России продолжает сжиматься. На фоне санкционного давления и логистических сбоев грузоотправители всё чаще делают ставку на автомобильные поставки.
Падение объемов: импорт и внутрироссийские перевозки в минусе
С января по сентябрь 2025 года объем контейнерных перевозок в России составил 4,73 млн TEU — на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (данные FESCO).
Наиболее ощутимый спад зафиксирован:
-
Импорт: —9%, до 1,96 млн TEU;
-
Железнодорожный транзит: —5%, до 432 тыс. TEU;
-
Внутренние перевозки: —14%, до 891 тыс. TEU.
Единственным положительным сегментом остается экспорт: +7%, до 1,44 млн TEU.
Железнодорожная статистика: снижение по ключевым номенклатурам
Согласно РЖД, общий объем контейнерных перевозок (включая порожняк) за девять месяцев 2025 года составил 5,6 млн TEU (—4% к 2024 г.), в том числе:
-
Внутренние перевозки: 2,2 млн TEU (—5%);
-
Экспорт: 1,32 млн TEU (+8%);
-
Груженые контейнеры: 4,15 млн TEU (—6%);
-
Объем грузов в контейнерах: почти 60 млн т (—3%).
Наиболее пострадавшие товарные категории:
-
Автомобили и комплектующие: —42% (211 тыс. TEU);
-
Машины, станки, двигатели: —17% (241,8 тыс. TEU);
-
Удобрения: —10%;
-
Метизы: —4%;
-
Промтовары: —1%.
Исключения:
-
Бумага: +8%;
-
Лесные грузы: +1%.
Автотранспорт перехватывает грузы: структурный сдвиг
По оценке ИПЕМ, рынок демонстрирует устойчивый отход от железной дороги в пользу автотранспорта. Заместитель генерального директора института Владимир Савчук отмечает:
«Санкции, сложность маршрутов и рост издержек сделали автотранспорт быстрее и экономичнее. Даже при стабилизации условий обратного возврата грузов на ж/д не происходит».
Этот структурный сдвиг подкрепляется поведенческой инерцией участников рынка и высокой чувствительностью к срокам поставки.
Макрофакторы и риски: налоговая нагрузка, слабый спрос, ставка ЦБ
По словам Савчука, в конце 2025 — начале 2026 года рынок логистики столкнется с комбинацией неблагоприятных факторов:
-
Слабый потребительский и инвестиционный спрос;
-
Высокая ключевая ставка Центробанка;
-
Ожидаемое повышение НДС до 22% с 2026 года — приведёт к росту цен на логистику и снижение рентабельности перевозок.
Эти изменения могут сильно ударить по сегментам «авто», «строительные грузы», «машиностроение», где чувствительность к стоимости логистики особенно высока.
Прогнозы: рынок в «красной зоне»
По оценке НИЦ «Перевозки и инфраструктура», в 2025 году рынок контейнерных перевозок завершит год с отрицательной динамикой от —3% до —10%. Даже с учетом локального роста в экспортных и отдельных товарных категориях, тренд остается нисходящим.
Представитель группы «Дело» подтверждает: по итогам девяти месяцев 2025 года контейнерный рынок РФ сократился почти на 6%, и текущая траектория, вероятно, сохранится до конца года.
Вывод: рынок контейнеров нуждается в перезагрузке
Контейнерный сегмент — один из индикаторов состояния всей логистической системы. Его текущее сжатие отражает:
-
Сложности на внешнем контуре (импорт, транзит),
-
Переориентацию грузов на более гибкие формы доставки (автотранспорт),
-
И растущие издержки, подрывающие инвестиционную привлекательность отрасли.
В краткосрочной перспективе рынок останется под давлением, особенно с учетом роста фискальной нагрузки.
В среднесрочной — потребуется пересмотр логистических стратегий, тарифной политики и стимулирования модернизации инфраструктуры.





