Контейнерные перевозки в России снижаются: автотранспорт берет верх

Стационарные контейнеры и движущиеся фуры на фоне логистического терминала — переход от железнодорожных перевозок к автотранспорту в России в 2025 году

По данным, опубликованным в «Ведомостях», рынок контейнерных перевозок в России продолжает сжиматься. На фоне санкционного давления и логистических сбоев грузоотправители всё чаще делают ставку на автомобильные поставки.

Падение объемов: импорт и внутрироссийские перевозки в минусе

С января по сентябрь 2025 года объем контейнерных перевозок в России составил 4,73 млн TEU — на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (данные FESCO).
Наиболее ощутимый спад зафиксирован:

  • Импорт: —9%, до 1,96 млн TEU;

  • Железнодорожный транзит: —5%, до 432 тыс. TEU;

  • Внутренние перевозки: —14%, до 891 тыс. TEU.

Единственным положительным сегментом остается экспорт: +7%, до 1,44 млн TEU.

Железнодорожная статистика: снижение по ключевым номенклатурам

Согласно РЖД, общий объем контейнерных перевозок (включая порожняк) за девять месяцев 2025 года составил 5,6 млн TEU (—4% к 2024 г.), в том числе:

  • Внутренние перевозки: 2,2 млн TEU (—5%);

  • Экспорт: 1,32 млн TEU (+8%);

  • Груженые контейнеры: 4,15 млн TEU (—6%);

  • Объем грузов в контейнерах: почти 60 млн т (—3%).

Наиболее пострадавшие товарные категории:

  • Автомобили и комплектующие: —42% (211 тыс. TEU);

  • Машины, станки, двигатели: —17% (241,8 тыс. TEU);

  • Удобрения: —10%;

  • Метизы: —4%;

  • Промтовары: —1%.

Исключения:

  • Бумага: +8%;

  • Лесные грузы: +1%.

Автотранспорт перехватывает грузы: структурный сдвиг

По оценке ИПЕМ, рынок демонстрирует устойчивый отход от железной дороги в пользу автотранспорта. Заместитель генерального директора института Владимир Савчук отмечает:

«Санкции, сложность маршрутов и рост издержек сделали автотранспорт быстрее и экономичнее. Даже при стабилизации условий обратного возврата грузов на ж/д не происходит».

Этот структурный сдвиг подкрепляется поведенческой инерцией участников рынка и высокой чувствительностью к срокам поставки.

Макрофакторы и риски: налоговая нагрузка, слабый спрос, ставка ЦБ

По словам Савчука, в конце 2025 — начале 2026 года рынок логистики столкнется с комбинацией неблагоприятных факторов:

  • Слабый потребительский и инвестиционный спрос;

  • Высокая ключевая ставка Центробанка;

  • Ожидаемое повышение НДС до 22% с 2026 года — приведёт к росту цен на логистику и снижение рентабельности перевозок.

Эти изменения могут сильно ударить по сегментам «авто», «строительные грузы», «машиностроение», где чувствительность к стоимости логистики особенно высока.

Прогнозы: рынок в «красной зоне»

По оценке НИЦ «Перевозки и инфраструктура», в 2025 году рынок контейнерных перевозок завершит год с отрицательной динамикой от —3% до —10%. Даже с учетом локального роста в экспортных и отдельных товарных категориях, тренд остается нисходящим.

Представитель группы «Дело» подтверждает: по итогам девяти месяцев 2025 года контейнерный рынок РФ сократился почти на 6%, и текущая траектория, вероятно, сохранится до конца года.

Вывод: рынок контейнеров нуждается в перезагрузке

Контейнерный сегмент — один из индикаторов состояния всей логистической системы. Его текущее сжатие отражает:

  • Сложности на внешнем контуре (импорт, транзит),

  • Переориентацию грузов на более гибкие формы доставки (автотранспорт),

  • И растущие издержки, подрывающие инвестиционную привлекательность отрасли.

В краткосрочной перспективе рынок останется под давлением, особенно с учетом роста фискальной нагрузки.
В среднесрочной — потребуется пересмотр логистических стратегий, тарифной политики и стимулирования модернизации инфраструктуры.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости