Контейнерный рынок России в 2025 году: минус 5% и рост напряжения в логистике

Контейнерный терминал в России. Перемещение грузового контейнера под портальным краном на фоне снижения объёмов перевозок в 2025 году

Импорт снижается, экспорт растёт, транзит буксует. Российский рынок контейнерных перевозок входит во второе полугодие 2025 года в условиях высокой ключевой ставки, замедления спроса и переизбытка запасов. Почему рынок не выдерживает перегрузки и когда возможен разворот?

Основной тренд: рынок «проседает» на фоне макроэкономических ограничений

По итогам 2025 года объем контейнерных перевозок в России может сократиться на 5%, до 7,2 млн TEU. Такой прогноз озвучил первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин в кулуарах ВЭФ-2025.

Ключевые причины:

  • Высокая ключевая ставка ЦБ (18–21%), ограничивающая инвестиционную и потребительскую активность;

  • Снижение импортного потока, особенно в сегменте автомобилей;

  • Переизбыток товарных запасов у дистрибьюторов, сформированных в 2024 году;

  • Замедление экономической активности и спроса со стороны промышленных потребителей.

Цифры: структура падения по сегментам

По данным FESCO, за январь—июль 2025 года рынок сократился на 5,4%, до 3,66 млн TEU. Причём падение затронуло ключевые сегменты:

Сегмент Объем, млн TEU Динамика, %
Импорт 1,32 —8%
Внутренние перевозки 0,69 —15%
Транзит по ж/д 0,336 —4%
Контейнерный экспорт 1,12 +6%

Источник: FESCO, июль 2025

Особое внимание вызывает рост экспорта на фоне спада всех других сегментов. Эксперты связывают это с переориентацией бизнеса на внешние рынки, где спрос оказался устойчивее, чем на внутреннем направлении.

География изменений: Балтика и Юг растут на фоне стагнации восточных маршрутов

По информации ГК «Дело», прирост контейнерооборота за январь—июль составил +1,6% (более 1 млн TEU), в основном за счёт Балтийского (+3%) и Азово-Черноморского (+8%) бассейнов.

Это подтверждает смещение потоков в сторону европейского и южного плеча, в то время как восточные и северные направления находятся под давлением санкционных, тарифных и транзитных ограничений.

Фактор автотранспорта: перегрев замедляется

Падение импорта из Китая напрямую отразилось на контейнерном рынке. Только экспорт легковых автомобилей в Россию из КНР за I полугодие 2025 года снизился в 2,3 раза, до $2,7 млрд, а грузовиков — в 4,5 раза, до $287 млн (данные ГТУ КНР).

Это означает резкое падение контейнеризованного импорта в категории крупногабаритных и высокоценных товаров, что оказывает давление на доходность логистических операторов и портовых терминалов.

Что влияет на рынок сегодня: три критических фактора

  • Ключевая ставка ЦБ (18%) — тормозит кредитование и товарооборот. Несмотря на плавное снижение с 21%, ставка остаётся «подавляющей» для бизнеса.
  • Переизбыток товарных остатков — по оценкам участников рынка, остатки импортеров сформированы на 4–6 месяцев вперёд.
  • Ослабление внутреннего спроса — как со стороны ритейла, так и промышленности.

Дмитрий Распопов (Strategy Partners):

«Рынок контейнерных перевозок отражает общую стагнацию экономики: падение спроса, сокращение производства и консервативная политика закупок формируют нисходящую динамику уже третью волну подряд».

Возможен ли разворот?

Эксперты видят три потенциальные точки стабилизации:

  1. Дальнейшее снижение ставки ЦБ — особенно если она опустится ниже 15% к концу года;

  2. Девальвация рубля, которая может простимулировать экспорт и частично компенсировать импортное падение;

  3. Снижение товарных остатков у дистрибьюторов, что может перезапустить новые логистические закупки к сезону 2026.

Пока эти факторы находятся в зоне ожиданий, но не в зоне фактического влияния.

Вывод: рынок в фазе коррекции, но не в стагнации

Контейнерный рынок в 2025 году — это не кризис, а фаза «перестройки». Он корректируется вслед за экономикой, спросом и финансовыми условиями. На этом фоне логистическим компаниям критически важно:

  • Диверсифицировать направления;

  • Оптимизировать оборот контейнеров;

  • Развивать экспортные сервисы;

  • Пересматривать прогнозы загрузки на 2026 год с учётом новых макроэкономических реалий.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости