
Как пишут «Ведомости», с 2026 года операторы тяжелых беспилотников в России смогут получить официальные свидетельства внешнего пилота. Впервые за 10 лет идея, закреплённая в Воздушном кодексе, получила шанс на реализацию. Что изменится для рынка БПЛА — и почему это важно для логистики и дрон-доставки?
Ключевые изменения
Министерство транспорта предложило ввести свидетельство внешнего пилота БАС (беспилотной авиационной системы) — обязательный документ для специалистов, управляющих дронами с земли. Проект изменений уже направлен в отраслевые ассоциации «Аэронекст» и «Платформа НТИ».
Если инициатива будет утверждена, с 1 марта 2026 года внешний пилот станет новой авиационной специальностью, а «права» на управление беспилотниками нужно будет получать в сертифицированных учебных центрах Росавиации.
Что включает новое свидетельство
Для получения статуса внешнего пилота потребуется:
-
прохождение обучения в авиационном учебном центре (АУЦ);
-
сдача экзамена по теории и практике;
-
подтверждение налета на реальных БПЛА или тренажерах;
-
высшее техническое или естественно-научное образование;
-
минимум годовой опыт в авиации или беспилотных системах.
В свидетельстве будет указано, с каким типом аппарата разрешено работать: от квадрокоптера до дирижабля или планера.
Почему это решение назрело
Хотя термин «внешний пилот» был включен в Воздушный кодекс ещё в 2015 году, нормативная база для его реализации отсутствовала. Как отмечает Андрей Патраков (RunAvia), за 10 лет Росавиация не выдала ни одного такого свидетельства.
Сегодня тяжелые дроны (массой свыше 30 кг) могут использоваться только в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР) — «регуляторных песочниц», которые обходят действующее законодательство. Нововведение потенциально позволит начать постепенную легализацию профессионального сегмента БПЛА, включая сферу логистики.
Логистика и дроны: правовой пробел мешает масштабированию
Для логистических и e-commerce-компаний развитие дрон-доставки упирается в неясный правовой статус операторов. В отсутствие признания профессии сложно набирать квалифицированных пилотов, сертифицировать бизнес-процессы и строить полноценные маршруты доставки.
Введение официального статуса «внешнего пилота»:
-
открывает путь к легальной эксплуатации тяжелых дронов вне ЭПР;
-
упрощает HR-процессы: сертифицированный пилот = подтверждённая квалификация;
-
позволяет выстраивать стандарты безопасности и повышать доверие со стороны клиентов, в т.ч. B2B-заказчиков.
Спорные требования: пилот дрона = пилот Boeing?
По мнению экспертов отрасли, Минтранс может перегнуть с требованиями. Сегодняшний подход к квалификации внешнего пилота мало отличается от требований к командиру воздушного судна (например, Boeing 737), тогда как дроноводы часто работают с легкими моделями, не связанными с авиацией.
Александр Кравченко («Флай дрон», НТИ «Аэронет») предлагает дифференцировать требования:
Тип БПЛА | Требования к пилоту |
---|---|
Легкий дрон для видеосъемки | Обучение «с нуля», без профильного образования |
Тяжелый дрон (доставка, промышленность) | Техническое образование, налет, проверка |
Какие задачи остаются нерешёнными
Даже после запуска системы сертификации внешних пилотов массовая легализация тяжелых дронов останется невозможной — пока отсутствует система по выдаче свидетельств инженерам и техникам по обслуживанию БПЛА.
Кроме того, необходимо адаптировать существующие АУЦ (авиационные учебные центры) — сегодня ни один из них не аккредитован для подготовки внешних пилотов БПЛА, что делает реализацию инициативы невозможной без дополнительного этапа реформ.
Регулятор делает важный шаг к узакониванию рынка тяжелых дронов и легализации профессии внешнего пилота. Это создаёт основу для масштабирования беспилотной логистики, внедрения B2B-доставки и сертификации процессов. Однако реализация возможна только при условии:
-
гибкой классификации БПЛА по уровню риска и требованиям к оператору;
-
запуска образовательной инфраструктуры;
-
параллельной сертификации инженерного состава.
Иначе рынок вновь рискует оказаться в состоянии «бума без базы»: правовые нормы есть, а использовать их — некому и негде.