Морские порты России теряют обороты: падение на фоне сдвига экспортных потоков

Контейнерный терминал дальневосточного порта России с кранами и грузовым судном — вид с воздуха, рост грузооборота на фоне переориентации экспорта

По итогам января—сентября 2025 года грузооборот морских портов России сократился на 2,3% год к году — до 653,4 млн тонн. Основное снижение пришлось на сухогрузы, особенно зерно и уголь. При этом восточные порты демонстрируют рост на фоне геоэкономической переориентации.

Сухогрузы в минусе: зерно и уголь тянут вниз

Согласно данным Ассоциации морских торговых портов, основной вклад в снижение общего грузооборота внес сегмент сухогрузов, сократившийся на 3,2% — до 322,6 млн тонн. Внутри категории:

  • Уголь: —5,2% (150,8 млн т)

  • Контейнерные грузы: —1,9% (40,1 млн т)

  • Зерно: —44,1% (32,1 млн т)

  • Минеральные удобрения: +8,8% (35 млн т)

  • Чёрные металлы: +24% (17,4 млн т)

  • Руда: +36,6% (11,5 млн т)

  • Грузы на паромах: +1,2% (6,1 млн т)

Значительное падение по зерну объясняется как высоким базисом прошлого года, так и снижением экспортной активности на фоне ужесточения логистики и тарифных условий в Чёрном море.

Наливные грузы: рост по нефти компенсирует просадку в других сегментах

В группе наливных грузов совокупное снижение составило —1,3%, до 330,8 млн тонн. Однако динамика внутри категории оказалась разнонаправленной:

  • Сырая нефть: +1,2% (204,9 млн т)

  • Нефтепродукты: —6% (92,9 млн т)

  • Сжиженный газ (СПГ): —1,6% (26 млн т)

  • Пищевые наливные грузы: —11,8% (4,1 млн т)

Положительная динамика по сырой нефти отражает сохранение спроса на российскую нефть в странах Юго-Восточной Азии. Однако снижение по нефтепродуктам связано с ограничениями инфраструктурного характера и перераспределением объемов внутри страны.

По типу грузов: рост транзита, падение экспорта

  • Экспорт: —2,8% (512,3 млн т)

  • Импорт: —1,9% (30,9 млн т)

  • Транзит: +12,1% (56,1 млн т)

  • Каботаж: —10% (54,1 млн т)

Рост транзитных перевозок частично компенсирует спад по экспортной номенклатуре, однако не перекрывает потерь по ключевым позициям.

Региональная картина: на восток — с приростом

Наибольшие темпы падения зафиксированы в портах Каспийского и Арктического бассейнов:

  • Каспийский бассейн: —17,7% (5,7 млн т)

  • Арктический: —6,5% (65,1 млн т)

  • Азово-Черноморский: —7% (193,2 млн т)

  • Балтийский: —1,3% (203,9 млн т)

Единственный растущий макрорегион — Дальний Восток: +5,5% (185,5 млн т). На его долю всё чаще переориентируются грузы, ранее проходившие через западные и южные порты.

Пример Мурманска: экспортные потоки уходят на восток

Мурманский морской торговый порт в сентябре обработал 537 тыс. тонн, что на 38,5% ниже уровня прошлого года. По словам директора по производству порта Андрея Ризниченко, причиной стал масштабный сдвиг экспортных потоков в пользу восточных направлений — из-за изменения внешнеторговой конъюнктуры.

Вывод

Тенденция последних лет — географическая переориентация логистических маршрутов — продолжает трансформировать карту морских грузоперевозок России. Восточные порты становятся точками роста, тогда как западные — теряют обороты. Для операторов логистики и инфраструктурных инвесторов это означает: стратегическое внимание должно быть сосредоточено на развитии восточного плеча — от терминальных мощностей до транспортных коридоров.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости