
Аномально тёплая зима помогла логистическим компаниям сократить издержки и повысить эффективность операций. Но вместе с этим изменилась структура спроса на перевозки, особенно в сегменте сезонных товаров.
Рекордно тёплая зима: как это повлияло на логистику
Зима 2024/2025 стала второй самой тёплой в России за всю историю метеонаблюдений с 1891 года. Средняя температура по многим регионам оказалась выше климатической нормы на 6–8 °C. При этом количество осадков значительно снизилось: снежный покров был минимальным как в Центральной России, так и в Сибири.
Для логистики это означало меньше форс-мажоров и проще прогнозируемые маршруты.
Задержки поставок сократились почти вдвое, подтвердил директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов:
«По нашим данным, в феврале 2025 года зафиксировано почти в два раза меньше опоздавших грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Кроме того, более мягкие погодные условия привели к:
-
Снижению расходов на топливо и обслуживание транспорта
-
Уменьшению числа аварий и внештатных ситуаций на трассах
-
Повышению предсказуемости сроков доставки
Согласно статистике ГИБДД, общее число ДТП в 2024 году снизилось на 0,3%, а на федеральных трассах — сразу на 7,1%. Среди причин — не только развитие дорожной инфраструктуры и усиление контроля, но и отсутствие экстремальных погодных условий.
Новая структура спроса: спорттовары в фокусе
Изменение климата отразилось и на характере перевозимых грузов. Традиционные «зимние» товары — снегоходы, лыжи, тёплая одежда — стали менее востребованными. По данным «Скиф-Карго», объёмы перевозок спортивного инвентаря для зимних видов спорта сократились на 5%, а лыж и снегоходов — на 50%.
В то же время в отдельных регионах, где зима осталась «настоящей», зафиксирован резкий рост спроса. Так, по информации Дмитрия Хрущалева, заместителя генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», в Республике Алтай с ноября 2024 по февраль 2025 года:
-
Объём перевозок спорттоваров вырос почти втрое
-
Тоннаж в этом сегменте увеличился аналогично
Ключевой фактор — популярность регионального горнолыжного курорта, где зима соответствовала климатическим нормам. Только в новогодние праздники его посетили 73 тыс. туристов, из них 48 тыс. — любители активного отдыха.
Температурный режим: стабильно вне зависимости от климата
Несмотря на погодные изменения, перевозки с соблюдением температурного режима не претерпели значительных сдвигов. По словам экспертов:
-
Клиенты продолжают предъявлять те же требования к транспортировке медикаментов и замороженных продуктов.
-
Использование термофур обеспечивает независимость от внешних условий.
«Изменений в требованиях заказчиков к термодоставке не было», — отмечает Дмитрий Хрущалев.
Юрий Коробейников из «Скиф-Карго» добавляет, что логистическая инфраструктура в этом сегменте давно адаптирована к сезонным колебаниям и продолжает функционировать стабильно.
Итог: зима как фактор повышения эффективности
Тёплая и малоснежная зима 2024/2025 показала, как погодные аномалии могут не только не мешать логистике, но и создавать условия для повышения операционной эффективности:
-
Снижение затрат на топливо и ремонт
-
Меньше аварий и задержек
-
Быстрая адаптация к изменениям в товарной структуре спроса
Одновременно климатические изменения становятся вызовом для логистического планирования: необходимо учитывать региональные особенности и быстро реагировать на изменения в спросе. Для компаний, работающих по всей территории России, это означает повышение гибкости бизнес-процессов и необходимость точной аналитики.