Новости цифровой логистики: от беспилотников в Арктике до ИИ в международной торговле

В России разрабатывают автоматизированные постаматы, дроны-доставщики и модели искусственного интеллекта для анализа импорта и экспорта — об этих и других трендах цифровизации в ежемесячном дайджесте новостей логистики.

Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

В 2026 году грузооборот вырастет на 12%

Ожидается увеличение объема грузоперевозок всеми видами транспорта в России на 3% в 2025 году, до уровня 8,3 млрд тонн. Согласно обновленному прогнозу социально-экономического развития России, грузооборот всего транспорта без учета трубопроводного в 2025 году составит 3 трлн тонно-км, что на 1,3% ниже показателей предыдущего года. Однако в 2026 году данный показатель увеличится на 12,3%, достигнув 3,38 трлн тонно-км.

Отдельно отмечается динамика коммерческого грузооборота: прогнозируется его увеличение с 2,9 трлн тонно-км в 2025 году до 3,3 трлн тонно-км в 2026 году, что соответствует росту на 14%. Эти прогнозы свидетельствуют о позитивных ожиданиях рынка на среднесрочную перспективу.

ИИ проанализирует экспорт и импорт

Научно-образовательный центр Федеральной налоговой службы совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана разрабатывает модели искусственного интеллекта (ИИ) для автоматизированного анализа данных об импортируемых и экспортируемых товарах. Как ожидают разработчики, внедрение алгоритмов машинного обучения позволит повысить результативность анализа товарных потоков и мониторинга цен в международной торговле на 70%.

Внедрение технологии позволит перераспределить трудозатраты в контролирующих органах — автоматизация рутинных операций даст экспертам возможность сосредоточиться на глубокой интерпретации данных и моделировании рисков. Сейчас идентификация товара в таможенных декларациях производится вручную, что существенно ограничивает возможности детализированного анализа больших массивов данных.

Развитие беспилотных технологий в Арктике и на Дальнем Востоке

Президент России на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) призвал активно применять беспилотные технологии на Дальнем Востоке. Эксперты уже подсчитали, что это обеспечит снижение стоимости работ на энергетических проектах до 38% и ускорит их реализацию на 24%. Сейчас в Арктической зоне РФ реализуется более 1 тыс. проектов на сумму более 35 трлн рублей.

Беспилотные технологии используются в трех основных направлениях. Первое — подводные аппараты для сложных работ: подготовки строительных площадок, прокладки трубопроводов и кабелей, ремонта подводных конструкций и геологической разведки. Второе направление — беспилотные транспортные средства, способные работать в сложных погодных условиях, когда обычный транспорт не может выезжать на маршруты. Это технологическое решение особенно востребовано в Арктике и на Дальнем Востоке. Третье направление — беспилотные летательные аппараты, которые становятся ключевым трендом в авиации. Их применяют для доставки грузов, мониторинга, наблюдения и охраны.

Автоматизированные постаматы и дроны-доставщики

Минпромторг России сообщил о разработке автоматизированных постаматoв, предназначенных для приема посылок от беспилотных летательных аппаратов. Проект предполагает создание полностью автономной системы доставки без участия человека. Технология позволит организовать замкнутый цикл доставки: от оформления заказа до автоматического уведомления получателя о прибытии посылки в постамат.

Параллельно российские разработчики совершенствуют технологии для автономных полетов. Например, компания Wheelies представила дрон, способный прокладывать маршрут с обходом препятствий и доставлять предметы в заданные точки. Решение уже прошло испытания на отраслевой конференции. Однако эксперты отрасли указывают на технологические барьеры: ограниченный ресурс литиевых батарей делает коммерческую эксплуатацию дронов-доставщиков экономически нецелесообразной в текущих условиях.

Латвия вводит платную электронную очередь на границе

С 15 октября 2025 года Латвия вводит обязательную платную электронную очередь для пересечения границы на пунктах пропуска с Россией и Республикой Беларусь. Нововведение затронет пункты пропуска Гребнево — Убылинка и Терехово — Бурачки (с российской стороны), а также Патерниеки — Григоровщина (с белорусской стороны). Стоимость регистрации одного транспортного средства в системе составит 9,3 евро. Водителям необходимо заранее зарегистрироваться на сайте lvrobeža.lv или lvborder.lv, указав пункт пропуска, дату, время и тип очереди. От оплаты освобождаются водители автобусов, осуществляющих регулярные международные перевозки, а также владельцы паспортов Евросоюза. После регистрации пограничная служба Латвии направит уведомление с расчетным временем для пересечения границы.

Цифровизация — залог безопасности в логистике

«Цифровая трансформация логистики — это не просто вопрос эффективности, а стратегическая необходимость для устойчивого развития отрасли. Автоматизация складов и внедрение беспилотных технологий дают прямой экономический эффект, сокращая операционные расходы и ускоряя обработку грузов. Однако не менее важен и системный результат: когда все процессы, от таможенного оформления до отслеживания груза, оцифрованы, мы создаем принципиально новую информационную среду. Она максимально прозрачна, что минимизирует риски мошенничества, человеческих ошибок и манипуляций с данными. В итоге мы получаем не только более быструю и дешевую, но и гораздо более безопасную и предсказуемую логистику, что выгодно абсолютно для всех участников рынка», — считает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости