Лейсана Коробейникова, начальник аналитического отдела ПАО «НПК ОВК»
Май: рост погрузки всех ключевых грузов за исключением стройматериалов и цемента
В мае 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 110,3 млн т (+3,6% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 218,8 млрд т-км (+4,4%).
Растут перевозки угля (+6,1%), нефти и нефтепродуктов (+4,3%), железной и марганцевой руды (+3,1%), черных металлов (+10,2%), удобрений (+4,2%) и зерна (+78,6%). При этом снизились перевозки строительных грузов (-5,6%) и цемента (-3,7%).
Уголь: высокий экспортный потенциал сохраняется
Погрузка угля в мае выросла к прошлому году на 6,1% и составила 31,2 млн т, установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 156,8 млн т угля, что на 5% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В мае выросли как внутренние (+3,6%), так и экспортные (+5,6%) перевозки. Больше других стран импорт российского угля нарастили Польша (в 2,5 раза) и Германия (в 5,5 раз) — прирост поставок в эти страны составил более 500 тыс. т. Кроме того, существенно увеличились поставки на Украину (+40%) и в Японию (+8%) — более 250 тыс. т.
Несмотря на заявления снизить долю угольной генерации в стране с текущих 80%, польское правительство одобрило стратегию по разработке новых месторождений бурого угля для замены существующих карьеров, мощности которых к 2040 г. будут полностью истощены.
Генеральный директор ключевого в Германии производителя электроэнергии, а также крупнейшей коммунальной компании RWE AG Рольф Мартин Шмитц сообщил, что к 2030 г. Германия не сможет полностью отказаться от угля, несмотря на утверждения политиков. По его словам, преждевременный отказ от угольной генерации будет стоить стране слишком дорого.
Не снижается и зависимость Украины от российского угля. Расходы на его импорт за первые пять месяцев 2018 г. увеличились на 20,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в России Киев закупил 66,2% от общего угольного импорта на сумму $826,7 млн.
На мировом рынке российский уголь по-прежнему сохраняет свою привлекательность, что приведет к дальнейшему росту перевозок угля по железной дороге преимущественно за счет увеличения экспортных поставок.
Нефть и нефтепродукты: позитивная динамика впервые за последние 11 месяцев
Погрузка нефти и нефтепродуктов в мае выросли на 4,3% и составили 19,3 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 98,8 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% ниже показателя аналогичного периода 2017 г.
По словам председателя совета директоров «Трансойла» Игоря Ромашова, принятые в прошлом году решения правительства – долгосрочная тарифная программа, долгосрочные тарифы, механизм их корректировки «инфляция минус 0,1%» – позволили железнодорожникам и нефтяникам начать выстраивать долгосрочные отношения, что облегчило процесс переговоров с клиентами.
Помимо тарифов, на перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом повлияло изменение технического регламента: модернизация отрасли с увеличением глубины переработки нефти. Во-первых, сократилось производство мазута, и, соответственно, его перевозки железнодорожным транспортом пошли вниз. Во-вторых, улучшение качества дизельного топлива позволило организовать однородные поставки трубопроводным транспортом.
Несмотря на позитивную динамику мая в среднесрочной перспективе в связи с развитием трубопроводного транспорта погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД продолжит снижаться, а скорость падения погрузки будет зависеть преимущественно от государственного регулирования и политики РЖД.
Строительные грузы и цемент: позитивные прогнозы с начала года пока не сбываются
Погрузка строительных грузов в мае снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 5,6% и составила 11,9 млн т, а цемента — на 3,7% и составила 2,6 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 51,9 млн т строительных грузов и 9,2 млн т цемента, что на 1,4% и 4,1% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.
По данным Росстата, в мае ввод жилья составил 3,5 млн м2, что на 18,4% ниже показателя мая 2017 г. На сегодня это наихудший результат за последние 5 лет. При этом за 5 месяцев 2018 г. ввод жилья вырос на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Одни эксперты считают, что падение может объясняться сдвигом сезонности с холодного апреля на май. Общий объем работ в строительстве в мае вырос на 5,6%, что является максимумом за последние два года. В результате майская динамика показателя сравнялась со среднемесячными темпами 2015 г., что может свидетельствовать об оживлении инвестиционного спроса.
В то же время падение ввода жилья может быть обусловлено тем, что сейчас на завершающей стадии строительства находятся малочисленные проекты, запуск которых пришелся на конец 2014 г. - начало 2015 г. Поэтому говорить о падении активности в отрасли пока рано.
Что касается цемента, то за 5 месяцев 2018 г., по данным Росстата, выпуск сократился на 3,5% к аналогичному периоду прошлого года, а падение в мае составило 3,0% к маю 2017 г. Темпы падения перевозок железнодорожным транспортом выше темпов падения выпуска, что, по словам экспертов, обусловлено переходом цемента на автомобильный транспорт.
Несмотря на позитивные прогнозы с начала года, а также наметившиеся тенденции по восстановлению строительной отрасли, пока на рынке железнодорожных перевозок отсутствует положительная динамика.
Черные металлы: рост внутреннего спроса подстегивает перевозки
Погрузка черных металлов в мае выросла к уровню предыдущего года на 10,2% и составила 6,5 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 33 млн т черных металлов, что на 11% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост погрузки в мае произошел за счет как внутренних (+20%), так и экспортных (+5%) перевозок. На российском рынке растет потребление путевой решетки (вдвое), стальной заготовки (в 1,5 раза) и чугуна, который почти не перевозился в прошлом году на внутренних направлениях. Экспортные отправки увеличились в Турцию (в 1,5 раза), Мексику (в 1,5 раза) и США (+20%).
Спрос на внутреннем рынке поддерживается за счет инфраструктурных проектов — ремонтных работ РЖД, а также строительства железнодорожной части Крымского моста и железнодорожного обхода Краснодара. Новая 62-километровая линия должна быть сдана к концу 2018 г. Однако с реализацией проекта спрос на металлы не должен упасть — уже в 2019 г. начнется строительство моста через Обь, который является стартовым объектом возведения «Северного широтного хода».
По оценке руководителя управления маркетинга «Северстали» Дмитрия Максимова, у стальной продукции есть огромный потенциал и при использовании в жилом строительстве. Доля одноэтажных домов в РФ, построенных с использованием стального каркаса, составляет 3%, а многоэтажных — 13%, тогда как в США этот показатель равен 70 и 65% соответственно.
В среднесрочной перспективе перевозки черных металлов железнодорожным транспортом продолжат расти на фоне увеличения внутреннего спроса.
Руда: рекорд погрузки за последние 15 лет
Погрузка руды в мае достигла рекордного уровня за последние 15 лет и составила 9,9 млн т, что выше уровня предыдущего года на 3,1%. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 46,8 млн т руды, что на 3,7% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки в мае продолжили позитивную динамику и выросли на 3%, а экспорт впервые с начала года поднялся до +10% к показателю мая прошлого года. В 1,5 раза увеличили закупки российской руды Китай и Италия. Кроме того, существенно выросли поставки в Египет и Францию, тогда как в прошлом году эти страны почти не приобретали российскую продукцию.
Прогнозируется рост грузопотока в Китай — в мае начались поставки с новейшего предприятия «Норникеля» Быстринского горно-обогатительного комбината, который только выходит на проектную мощность (около 3 млн т железорудного концентрата в год).
На фоне ввода новых мощностей, а также высокого спроса со стороны отечественных металлургов перевозки железной руды железнодорожным транспортом будут расти.
Лесные грузы: рост внутренних перевозок за счет увеличения лесопереработки
Погрузка лесных грузов в мае осталась на уровне предыдущего года и составила 4,1 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 19,6 млн т лесных грузов, что на 2,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки увеличились на 5%, тогда как экспорт снизился на 2% из-за продолжающегося падения поставок в Китай на 4%.
По словам начальника отдела маркетинга российских товарных и транспортных рынков ЦФТО Константина Баранова, рост погрузки на внутренних направлениях обусловлен повышенным спросом со стороны крупных лесоперерабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий, в том числе ЗАО «Лесозавод 25», АО «Архангельский ЦБК» и ООО «Устьянский ЛПК», которые модернизировали свои мощности в прошлом году, а также вновь введенного в эксплуатацию в ноябре 2017-го производства ООО «Пестовский лесопромышленный комплекс».
Эксперты связывают падение экспорта лесных грузов с сокращением объемов лесозаготовки и запасов продукции на складах предприятий вследствие неблагоприятных погодных условий, наблюдавшихся в Восточной Сибири в 2018 г. При этом, по словам лесопромышленников, российская продукция пользуется хорошим спросом на внешних рынках.
В среднесрочной перспективе перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут умеренно расти по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, возвращения благоприятных погодных условий, а также насыщения рынка подвижным составом.
Зерно и продукты перемола: вновь рекорд погрузки за последние 15 лет
Погрузка зерна в мае составила 2,5 млн т (+78,6% к маю предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 12,3 млн т зерна, что на 51,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки выросли почти на 20%, а экспортные — в 2,5 раза за счет увеличения объемов поставок в Египет (в 3 раза), Бангладеш (поставки почти не осуществлялись в прошлом году) и Турцию (в 2 раза).
Росту погрузки зерна железнодорожным транспортом будет способствовать скидка, установленная в июне ОАО «РЖД» в 7,1% к тарифам на экспортные перевозки со станций, расположенных в границах Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Курганской областей через российские порты в собственном подвижном составе и контейнерах. Понижающий коэффициент будет действовать с 3 июля по 31 декабря текущего года и распространяться на перевозки пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы, риса, гречихи, бобов, гороха, фасоли и др.
Однако в дальнейшем перевозки зерновых могут сократиться — из-за засухи в южных регионах России и сдвига ярового сева в Сибири и на Урале Минсельхоз понизил прогноз урожая зерна в новом сезоне до 100 млн т. Но из-за переходящих запасов зерна падение, вероятно, будет сглажено, и перевозки останутся на высоком уровне.
Химические и минеральные удобрения: новые рекорды
Погрузка удобрений в мае составила 5,0 млн т (+4,2% к маю предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 25,3 млн т удобрений, что на 6,3% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
При этом перевозки на внутренних направлениях выросли на 3%, тогда как на экспортных — на 5%. Основное увеличение поставок за рубеж произошло в Бразилию (+20%) и Литву (+85%). Продолжается рост поставок в Сирию — страну, которая в прошлом году не закупала удобрения из РФ.
Компания «ЕвроХим» объявила об открытии нового завода по производству блендов в Бразилии в рамках дальнейшего расширения дочерней структуры Fertilizantes Tocantins (FTO). В создание завода было инвестировано $17 млн. Ожидается, что к концу 2018 г. он будет производить 300 тыс. т минеральных удобрений или около 15% от общего объема продаж FTO.
Холдинг «ФосАгро» ожидает высокой активности на отечественном рынке в 3-м квартале 2018 г. При этом перспективным на мировой арене в компании считают рынок Индии. Ожидается, что в этом году импорт фосфорных удобрений в Индию вырастет более чем на 25%: с 4,0 млн т, поступивших в 2017 г., до 5,0-5,5 млн т.
В среднесрочной перспективе перевозки железнодорожным транспортом будут расти на фоне увеличения спроса на мировом рынке, а также по мере ввода новых мощностей российскими компаниями.
Спрос на подвижной состав существенно разнится от сегмента к сегменту
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 027 тыс. ед., тогда как неисправный на начало июня по-прежнему на низком уровне — около 53 тыс. ед. В результате профицит парка составил 49 тыс. ед., но в сегментах полувагонов и хопперов по-прежнему полностью отсутствовал.
В мае реализация вагонов заводами СНГ составила 6,5 тыс. ед., что на 68% выше результатов мая 2017 г. (3,8 тыс. ед.). При этом списано было 3,9 тыс. вагонов, из них 1,2 тыс. ед. — это цистерны.
На начало июня парк вагонов нового поколения разных производителей превысил 107 тыс. ед.
Полувагоны: ставки продолжают расти
Парк полувагонов на сети РЖД достиг 501 тыс. ед., что выше уровня мая прошлого года на 5%.
При этом выпуск значительно превышает списание. В мае реализация полувагонов заводами СНГ составила 3,9 тыс. ед., тогда как их списание ─ всего 0,6 тыс. ед.
Ставки аренды на типовые полувагоны в июне выросли до 1 750 руб./сутки. Снижения на рынке пока не предвидится.
Крытые вагоны: постепенное восстановление спроса
Парк крытых вагонов в мае 2018 г. составил 55 тыс. ед., что ниже показателя уровня прошлого года на 5%, тогда как профицит относительно мая 2017 г. остался на том же уровне – около 3 тыс. ед.
Грузооборот в крытых вагонах претерпел существенные изменения в структуре: на 15% сократился объем алюминия и сахара, но выросли объемы автомобилей (+80%), шрота (+60%), пшеницы (в 8 раз), зерен бобов (в 7 раз) и семян масличных культур (в 4 раза).
В настоящее время крытые вагоны пользуются спросом, что отличается от тенденции последних несколько лет. В наибольшем приоритете вагоны увеличенной кубатуры — ставки аренды на них в 1,5 раза выше, чем на модели старой конструкции, и достигают 1 500 руб./сутки.
Нефтебензиновые цистерны: спрос в сегменте отсутствует
Парк нефтебензиновых цистерн в мае 2018 г. составил 182 тыс. ед., что ниже показателя уровня прошлого года на 3%, тогда как профицит относительно мая 2017 г. сократился вдвое до 8 тыс. вагонов.
Однако в ближайшее время из-за запуска ряда трубопроводных мощностей ожидается высвобождение парка до 8 тыс. цистерн, что может негативно отразиться на динамике арендных ставок, которые прекратили падение последние несколько месяцев и остались на уровне 650 руб./сутки.