Ноябрь: удачное окончание года
В ноябре 2018 г. показатели перевозок продолжили расти: погрузка составила 107,3 млн т, что на 1,5% выше ноября прошлого года, а грузооборот составил 220,1 млрд тарифных т-км (+4,3%).
Драйверами роста стали: уголь (+1,6%), нефть (+0,5%), железная руда (+7,4%), черные металлы (+1,6%), лесные грузы (+24,1%), удобрения (+8,7%), лом черных металлов (+15,4%) и коксующийся уголь (+11,1%). Снизились перевозки строительных грузов (-9,0%), цветной руды (-6,3%) и зерна (-4,0%).
Уголь: растут отгрузки на Запад
Погрузка угля в ноябре выросла к прошлому году на 1,6% и составила 32,2 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 342,8 млн т угля, что на 5,2% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост экспортных отправок продолжился и составил почти +7% к ноябрю 2017 г. Отмечается усиление позиций российских компаний на европейском рынке. Поставки в Германию и Польшу достигли небывало высокого уровня — рост почти до 1,5 млн т в ноябре 2018 г. Кроме того, почти на 200 тыс. т увеличился грузопоток угля в Белоруссию, который, по мнению экспертов, предназначен для реэкспорта.
Увеличение импорта угля Германией обусловлено закрытием в конце декабря последней работающей немецкой шахты. В результате, страна полностью перешла на импортный уголь, что открывает новые возможности для российского экспорта. Несмотря на развитие возобновляемой энергетики, каменный уголь по-прежнему является лидером, удовлетворяя более трети потребностей по выработке электроэнергии в Германии. По оценке немецкого правительства, закрытие примерно 120 угольных электростанций может занять более 20 лет.
Вопреки призывам по декарбонизации президент Польши Анджей Дуда в начале декабря прямо заявил о недопустимости отказа от угля. По его словам, забота об экологии не должна противоречить интересам населения.
Высокий спрос на российский уголь на европейском рынке будет способствовать дальнейшему увеличению погрузки железнодорожным транспортом.
Нефть и нефтепродукты: РЖД привлекают грузы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре выросла на 0,5% и составила 19,9 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 215,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя аналогичного периода 2017 г. на 0,6%.
По словам начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, РЖД справились с оттоком нефтяных грузов с железной дороги, а железнодорожники, получив возможность формировать гибкую тарифную политику на долгосрочный период, наладили системную работу по ее реализации, выстраивают эффективное взаимодействие с клиентами и находят взаимовыгодные решения самых сложных вопросов. Гибкие тарифы позволяют повысить предсказуемость стоимости перевозки грузов и, соответственно, конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
В настоящее время биржевой комитет прорабатывает создание торговой системы по продаже железнодорожных перевозок регулярными грузовыми поездами через организованные торги на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже, что будет способствовать обеспечению прозрачности реализации транспортных услуг. Заместитель руководителя ФАС России, председатель Методического совета по тарифному регулированию ФАС России Анатолий Голомолзин сообщил, что для этой цели создана специальная рабочая группа по организации движения грузовых поездов с нефтепродуктами по расписанию как пилотного проекта.
РЖД планируют и дальше предоставлять скидки для повышения привлекательности перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Уже с 1 января 2019 г. вступят в силу специальные тарифные условия на экспортные перевозки дизельного топлива и мазута в цистернах. Со станций Новокуйбышевская, Кашпир, Кряж, Сызрань I Куйбышевской железной дороги скидка составит 18% при условии выполнения в 2019-2020 гг. гарантированного объема перевозок нефтепродуктов и нефти сырой в размере не менее 10,6 млн т ежегодно, в том числе дизельного топлива и мазута на экспорт в размере не менее 4,7 млн т ежегодно (по 31 декабря 2020 г.). Со станций Нефтяная и Князевка Приволжской железной дороги предоставляется скидка 25% при условии выполнения в 2019-2020 гг. гарантированного объема перевозок нефтепродуктов в размере не менее 4,27 млн т ежегодно, в том числе дизельного топлива и мазута в размере не менее 2,35 млн т ежегодно (по 31 декабря 2020 г.).
В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов железнодорожным транспортом продолжит умеренно расти за счет создания РЖД привлекательных условий для грузоотправителей.
Строительные грузы и цемент: драйвером роста могут выступить инфраструктурные проекты
Погрузка строительных грузов в ноябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 9,0% и составила 9,1 млн т, тогда как погрузка цемента осталась на уровне прошлого года — 1,8 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 115,1 млн т строительных грузов и 23,8 млн т цемента, что на 6,8% и 6,5% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.
По данным Росстата, в ноябре ввод жилья составил 6,8 млн м2, что на 4,5% ниже показателя ноября 2017 г. Всего за 11 месяцев 2018 г. ввод жилья сократился на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Глава Минстроя Владимир Якушев поставил под сомнение возможность достичь к 2024 г. целевого уровня ввода жилья в 120 млн м2 в год, заложенного в майском указе президента. Ввод жилья уже отстает от запланированных значений: к 31 декабря показатель составит всего 75-76 млн м2, тогда как по паспорту нацпроекта ввод должен был быть на уровне 86 млн м2. Отраслевые эксперты считают, что одна из главных причин отставания — в реформировании строительной отрасли, которое будет тормозить жилищное строительство по всей стране в перспективе как минимум ближайших двух лет. Однако глава ведомства упомянул, что в настоящее время в министерстве обсуждается возможность введения новой программы по субсидированию ипотечных ставок на покупку первичного жилья, которая возможна как мера поддержки застройщиков в непростой период.
По оценке руководства холдинга «Сибирский цемент», спрос на цемент стагнирует, но возможен плавный рост до 2025 г. По словам первого вице-президента, рост спроса на цемент в РФ «если и начнется, то не ранее четвертого квартала 2019 г.». Снижение платежеспособности населения, запрет на долевое строительство, сокращение рынка страховых услуг, рост НДС и ключевой ставки ЦБ были названы в числе сдерживающих факторов.
В конце декабря ожидается, что будет принята Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 г., которая включает в себя реализацию крупных инфраструктурных проектов. Общий объем инвестиций холдинга до 2025 г., согласно оптимистичному сценарию, составит 5,8 трлн руб., а с учетом средств сторонних инвесторов — около 9,8 трлн руб.
В среднесрочной перспективе погрузка строительных грузов и цемента железнодорожным транспортом будет умеренно расти по мере реализации запланированных мер государственной поддержки строительной отрасли, ее адаптации к новым рыночным условиям и реализации инфраструктурных проектов.
Черные металлы: перевозки продолжили расти
Погрузка черных металлов в ноябре выросла к уровню прошлого года на 1,6% и составила 6,2 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 71,2 млн т черных металлов, что на 8,2% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В ноябре внутренние перевозки выросли на 7%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года.
Согласно материалам международного рейтингового агентства Moody's, внутренний спрос на сталь в РФ в 2019 г. останется стабильным или покажет незначительный рост на фоне возрастания ВВП.
По данным Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства, по итогам года можно ожидать роста потребления стального проката до 44 млн т (по сравнению с 42 млн т в 2017 г.). Если в ближайшие пять лет не случится повторения кризисной ситуации 2008 г., то возможен рост потребления стали в России до 46–48 млн т к 2022 г. Внутренний спрос увеличился за счет активизации строительной отрасли. Помимо этого, наблюдается стабильно высокий спрос на трубы большого диаметра за счет крупных проектов — газопроводов «Сила Сибири-2», «Турецкий поток» и Nord Stream 2. Кроме того, внутренний спрос вырастет за счет реализации инфраструктурных проектов в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД».
Эксперты отмечают устойчивость российских компаний на мировом рынке за счет слабого рубля, а также достаточно низкой долговой нагрузки отечественного металлургического сектора. Основной этап обновления производственных мощностей был завершен еще до кризиса 2014 г.
Прогнозируется некоторое замедление роста перевозок черных металлов железнодорожным транспортом на фоне ухудшения мировой конъюнктуры, однако перевозки будут поддержаны активизацией строительной отрасли и реализацией инфраструктурных проектов.
Руда: погрузка на рекордном уровне
Погрузка руды в ноябре выросла относительно показателей предыдущего года на 7,4% и составила 10,1 млн т, установив рекорд перевозок для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 106,4 млн т руды, что на 5,7% выше значений аналогичного периода 2017 г.
В ноябре внутренние перевозки выросли на 5%, тогда как рост экспорта составил более 10%. Основное увеличение грузопотока произошло в Германию и Словакию (более чем в 2,5 раза), а также Японию, США и Румынию (поставки в эти страны не осуществлялись в прошлом году).
Эксперты отмечают увеличение мирового спроса на качественную железную руду. Этому способствовало строительство в азиатских странах крупных доменных печей, которым требовалось все больше готовых железорудных окатышей с высоким содержанием железа или железорудного концентрата с высоким содержанием металла (62–67%).
Ожидается дальнейший рост перевозок руды железнодорожным транспортом как на внутренних, так и на экспортных направлениях.
Лесные грузы: новые проекты в отрасли
Погрузка лесных грузов в ноябре выросла к уровню предыдущего года на 24,1% и составила 3,6 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 41,9 млн т лесных грузов, что на 5,9% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост погрузки в ноябре произошел за счет как внутренних (+41%), так и экспортных (+13%) перевозок. Внутренние грузопотоки выросли в Архангельскую (в 2,2 раза) и Ленинградскую области (+70%) и республику Карелию (+55%). Основное увеличение экспортных поставок произошло в Китай (+8%) и Финляндию (+58%).
В стране инициируются новые проекты по лесопереработке. ООО «Группа компаний «Сегежа» представила параметры инвестпроекта по строительству в г. Галиче фанерного комбината с проектной мощностью 130 тыс. м3 в год. Инвестор планирует вложить в производство почти 9 млрд руб. Строительство объекта должно начаться уже в следующем году, а завершиться в 2021-м.
К 2020 г. в Сокольском районе Вологодской области заработает новое предприятие по производству CLT-панелей ─ современного строительного материала, получаемого из древесины хвойных пород, широко применяемых в мире для деревянного домостроения. Планируется, что общий объем инвестиций в проект составит 1,7 млрд руб. После выхода комбината на расчетную мощность он сможет ежегодно производить более 35,4 тыс. м3 CLT-панелей. По толщине панели могут варьироваться от 6 до 40 см, а по длине — до 24 м, т.е. одна панель может выступать фасадом дома.
Перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти и далее по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом ожидается увеличение несырьевого экспорта.
Зерно и продукты перемола: ожидаемое снижение погрузки
Погрузка зерна в ноябре составила 2,4 млн т (-4,0% к ноябрю прошлого года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 24,7 млн т зерна, что на 25,9% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта преимущественно в Азербайджан (-70%), Саудовскую Аравию (-65%) и Монголию (-70%).
Спрос на российскую сельскохозяйственную продукцию в следующем году останется высоким. Валовой сбор в текущем году составил, как сообщил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, 110,5 млн т зерна. Он несколько ниже прошлогоднего рекорда в 135,4 млн т, однако на протяжении пяти лет в стране объем урожая поднимается выше 100 млн т, что позволяет обеспечить все внутренние потребности и экспорт зерновых культур. С учетом переходящих запасов можно без рисков для стабильного обеспечения внутреннего рынка экспортировать порядка 42 млн т.
Экспорт во многом будет определяться состоянием весеннего сева. По словам президента РЗС Аркадия Злочевского, зимний сев прошел успешно и составил 17,6 млн гектаров, что почти на 500 тыс. гектаров больше, чем в предыдущем году.
По мнению руководителя аналитического центра АО «Русагротранс» Игоря Павенского, железнодорожные перевозки зерна будут расти вследствие увеличения отправок на экспорт из центра, Поволжья, Урала и Сибири. По его словам, подобные тенденции будут наблюдаться и в перспективе. В южных регионах, из которых зерно до порта доставляется автотранспортом, потенциал по наращиванию площадей практически исчерпан, а увеличить урожайность существенно невозможно, так как она уже и так находится на высоком уровне. В то же время в Центральном Черноземье, Поволжье, а также в восточных регионах есть куда расти с точки зрения урожайности.
В текущих условиях перевозки зерна железнодорожным транспортом снизятся относительно уровня прошлого года, однако по-прежнему будут находиться на высоком уровне.
Химические и минеральные удобрения: рост продолжился
Погрузка удобрений в ноябре составила 5,0 млн т (+8,7% к ноябрю прошлого года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 53,9 млн т удобрений, что на 3,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В ноябре внутренние перевозки выросли на 12,5%, а экспорт сократился на 2% за счет снижения объемов поставок на Украину (-80%). При этом выросли поставки в Китай (+18%), США (в 2 раза) и Бразилию (+8%).
«Уралкалий» направит продукцию, предназначавшуюся ранее для Индии и Китая, на более доходные рынки. По словам основного владельца компании Дмитрия Мазепина, компания подписала контракт с Китаем на незначительное количество хлористого калия по $290/т, контракт с Индией может быть вовсе не подписан. Освободившийся калий компания направит на африканский рынок. На этом континенте цена на удобрения выше $320/т. Сейчас на Африку у «Уралкалия» приходится менее 2% продаж.
«ФосАгро» может увеличить мощности своего предприятия «Метахим» (г. Волхов, Ленинградская обл.) со 150 тыс. т фосфорных удобрений до 1 млн т ежегодно. Инвестиции в проект оцениваются в 25 млрд руб. Кроме того, Российская академия наук и «ФосАгро» подписали в среду соглашение о сотрудничестве в разработке высокоэффективных фосфорсодержащих удобрений для сельского хозяйства. Компания планирует заниматься более глубокой и комплексной переработкой минерального сырья, в первую очередь, фосфатной руды.
В среднесрочной перспективе ожидается дальнейший рост перевозок удобрений железнодорожным транспортом за счет высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.
Рекордный выпуск вагонов заводами РФ за последние 25 лет
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 044 тыс. ед., тогда как неисправный на начало декабря по-прежнему на низком уровне — около 50,7 тыс. ед. В результате профицит парка составил 47,8 тыс. ед. В ближайшие 2 месяца ожидается увеличение простаивающего парка, обусловленное сезонными факторами.
В ноябре реализация вагонов заводами СНГ составила 8,0 тыс. ед., что на 13% выше результатов ноября 2017 г. (7,1 тыс. ед.). Заводами РФ реализовано рекордное количество вагонов за последние 25 лет — 6,7 ед. При этом списано было всего 1,7 тыс. вагонов. На начало декабря парк вагонов нового поколения разных производителей составил почти 120,3 тыс. ед.
Полувагонов было реализовано 4,7 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,4 тыс. ед.). Ставки аренды на типовые полувагоны в декабре выросли до 2 000 руб./сутки, профицит в сегменте по-прежнему отсутствует.
По данным Argus Media, в декабре угледобывающим предприятиям не хватает как минимум 25–30 тыс. единиц подвижного состава, чтобы вывезти весь объем топлива, заявленный для поставки клиентам до конца года, согласно оценкам участников рынка. Одной из причин дефицита также является замедление оборота полувагонов, скорость движения которых в текущем году снизилась в среднем на 6–7% по сравнению с 2017-м.