
В промышленности, энергетике, строительстве и многих других отраслях часто возникает необходимость в международной доставке нестандартных грузов с большими габаритами или весом — от массивных турбин и элементов мостовых конструкций до индустриальных макетов и уникальных выставочных экспонатов. Решить такую задачу своими силами бизнесу непросто, так как, например, в организацию таких перевозок входит таможенное сопровождение и подготовка полного пакета документов в соответствии с требованиями разных юрисдикций. Для реализации этой задачи необходимо не только больше времени, но и опыт в решении подобных вопросов.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию «Деловые Линии» рассказывает, как эффективно организовать международную перевозку нестандартных габаритных грузов, и делится практическими кейсами таких доставок.
Этапы международной перевозки нестандартного габаритного груза
№ 1. Оценка и планирование
Первый и очень важный шаг — это всесторонний анализ характеристик груза и понимание требований к условиям его перевозки. Здесь специалисты грузоперевозчика детально изучают не только физические параметры — габариты, вес и особенности конструкции, — но и такие нюансы, как хрупкость отдельных элементов, чувствительность к вибрациям или температурным перепадам.
Далее логистический оператор переходит к маршрутному планированию, во время которого учитываются все возможные внешние факторы и риски. Завершает этап предварительная оценка стоимости и сроков перевозки.
№ 2. Организация международной перевозки и получение разрешений
Обычно организация такой доставки сопряжена с многочисленными согласованиями и получением разрешений. В зависимости от маршрута может потребоваться взаимодействие с дорожными службами разных регионов, Госавтоинспекцией, владельцами инфраструктурных объектов.
№ 3. Транспортировка
На всем пути поддерживается постоянная связь между водителем, сопровождающими специалистами и диспетчерской службой, что позволяет оперативно реагировать на любые изменения дорожной обстановки или погодных условий.
Также на этом этапе особое внимание уделяется погрузочно-разгрузочным работам, которые часто требуют привлечения специальной техники и квалифицированных сотрудников.
Ключевые сложности и пути их преодоления
В международных перевозках логистические операторы иногда сталкиваются с комплексом вызовов, которые требуют профессионального подхода и нестандартных решений.
Одна из главных сложностей — разработка оптимального маршрута, при которой необходимо учитывать множество факторов — от габаритных ограничений мостов и путепроводов до состояния дорожного покрытия и интенсивности транспортного потока.
Не менее сложная задача — получение необходимых разрешений. Поэтому в международных перевозках очень важна заблаговременная подготовка полного пакета документов с учетом всех возможных требований, который позволяет минимизировать риски задержек на маршруте.
Особого внимания заслуживает обеспечение сохранности груза на всех этапах транспортировки. Компании применяют комплексный подход к минимизации рисков — от надежной упаковки и систем крепления до обучения персонала и постоянного мониторинга параметров перевозки.
Более детально весь процесс организации международных перевозок покажут наши кейсы.
Кейс: доставка выставочных макетов в Узбекистан в сжатые сроки
Особенности проекта
В середине апреля этого года в ГК «Деловые Линии» обратился клиент с нестандартной задачей — организовать перевозку двух макетов стрелочного перевода (уменьшенных версий участков железнодорожных путей с переводным механизмом) из Новосибирска в Ташкент для участия в международной выставке «ИННОПРОМ. Центральная Азия 2025», запланированной на 28 — 30 апреля.
Груз должен был прибыть в Узбекистан не позднее 27 апреля, то есть как минимум за день до мероприятия, что создавало жесткие временные рамки для всей логистической цепочки. Также после выставки макеты необходимо было отправить обратно в Россию.
Особенностью груза стали его хрупкие компоненты — стеклянные элементы, требовавшие особого подхода к упаковке.
Габариты груза с упаковкой составили 160×65×25 см при весе 62 и 63 кг для каждого места. При этом для узкофюзеляжных самолетов, выполняющих рейсы Новосибирск — Ташкент, действуют строгие ограничения: максимальные габариты одного места не должны превышать 150×140×110 см, а его вес — 80 кг.
Преодоление сложностей
Чтобы защитить хрупкие элементы было принято решение упаковать груз в дополнительную деревянную обрешетку. Правда, решение увеличило габариты отправления, которые теперь превышали ограничения. Поэтому специалисты по международным перевозкам провели переговоры с авиакомпанией о допустимости доставки такого груза. В результате мы смогли добиться согласия на погрузку с небольшим отклонением от стандартов, и это позволило нам обойтись без плана Б — отправки груза из Новосибирска в Москву, а уже оттуда — в Ташкент.
Отдельным вызовом стала обязательная фумигация деревянной обрешетки. В Новосибирске средний срок ожидания этой процедуры на тот момент составлял 5 дней, что делало невозможным соблюдение дедлайна. Однако наши специалисты сумели договориться о внеочередной обработке, что позволило уложиться в график.
Особого внимания потребовало таможенное оформление. Декларация находилась на проверке в Федеральной таможенной службе (ФТС) целый день 22 апреля, но благодаря правильно подготовленным документам нам удалось избежать досмотра для идентификации груза, который часто назначают отправлениям на временный вывоз. В Ташкенте заранее проработанные схемы и документация позволили провести таможенную очистку по процедуре временного ввоза без дополнительных затрат для клиента.
Проект сопровождался постоянным контролем, за который на каждом этапе отвечал отдельный сотрудник — руководитель группы международных авиаперевозок, специалист по международным перевозкам, менеджер по внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Результаты
Груз был доставлен получателю 25 апреля — на 2 дня раньше установленного срока. После доставки мы акцентировали внимание клиента на необходимости обеспечить сохранность упаковки, ведь макеты предстояло вернуть в Россию после выставки.
Этот проект наглядно показал, что даже при работе с относительно небольшими, но нестандартными грузами важен комплексный подход. Гибкость в принятии решений, оперативное реагирование на изменения и слаженная работа команды позволили успешно решить все возникшие проблемы и выполнить обязательства перед клиентом в полном объеме.
Кейс: доставка оборудования из Индии
Особенности проекта
Клиент уже возил с нами небольшие партии грузов из Индии и обратился с запросом на перевозку 10 тонн оборудования: комплектующих и устройств измерения, — из города Мумбаи в Санкт-Петербург. Их нужно было доставить быстро и одним рейсом; проконтролировать фумигацию в Индии. При этом часть груза нельзя было штабелировать из-за хрупкости.
Опыт доставок из Индии у нашей компании есть. Но у крупных отправок из этой страны — свои особенности, с которыми нам нужно было познакомиться. Например:
- у отправителя должна быть лицензия на вывоз груза из определенных аэропортов Индии (ее помогли оформить мы);
- для больших партий подходят только чартерные грузовые рейсы со сложным бронированием и без постоянного расписания.
Преодоление сложностей
Здесь многое было впервые: объемная партия, контрагент-резидент страны, расчетный счет в рупиях. Организация перевозки с момента запуска и до получения груза клиентом заняла всего неделю.
Это удалось сделать, благодаря тому, что в конце 2024 года «Деловые Линии» подписали договор ТЭО с компанией-резидентом Индии. У компании появилась возможность взаимодействовать с генеральным агентом авиалиний, которые совершают авиарейсы в РФ, и получать информацию оперативно и из первых рук.
Результаты
Груз успешно прошел таможенное оформление в Индии и вылетел прямым рейсом в Шереметьево. В столице оборудование перегрузили на три специально выделенных машины, закрепили при помощи транспортировочных тросов, чтобы уберечь от возможного смещения. Машины благополучно доставили груз до адреса в Санкт-Петербурге. Сотрудники «Деловых Линий» контролировали погрузку и отправляли получателю фото на каждом этапе.
***
Перевозка нестандартных грузов в сегменте международных доставок требует особого подхода, где важна каждая деталь — от точных инженерных расчетов до быстрого и эффективного реагирования на непредвиденные обстоятельства. При этом, хотя современные технологии значительно упрощают решение сложных логистических задач, ключевым фактором успеха остаются опыт и профессионализм специалистов. Именно сочетание технических возможностей и человеческой экспертизы позволяет находить нестандартные решения и гарантировать успех транспортировки, подтверждая, что в современной логистике нет невыполнимых задач — есть только нюансы, которые требуют грамотного подхода.