
Этим летом платные трассы под управлением «Автодора» показали минимальный прирост трафика — всего +1,1% год к году, сообщают «Ведомости». После резкого скачка в 2024-м (тогда рост составил 39%), рынок перевозок и частных поездок по платным магистралям перешёл к стадии стагнации.
Эксперты объясняют: поездки на автомобиле становятся всё более затратными, а население — всё более экономным. Это напрямую влияет на логистику, выручку концессионеров и окупаемость новых участков.
Летний сезон в цифрах: от роста — к замедлению
С 1 июня по 31 августа 2025 года по платным трассам «Автодора» проехали 137,04 млн раз, что лишь немного выше показателя за аналогичный период 2024 года (135,5 млн проездов).
Для сравнения: прошлым летом трафик вырос сразу на 39%, и ожидания на 2025 год были сопоставимыми — особенно после расширения сети.
Картина по трассам:
Трасса | Среднесуточный трафик | Изменение | Комментарий |
---|---|---|---|
М12 «Восток» | 14 634 проезда | +8% | Лидер по приросту, особенно участки у Казани (+43%) |
М11 «Нева» | 20 000–21 000 | 0% | Стабильно высокий поток, всплеск 12 июня (38 232 авто) |
М4 «Дон» | ~40 000 | 0% | Летний пик — 56 744 (16 августа), стабилизация |
А289 (крымское направление) | 19 595 | — | Загруженность стабильная, трасса стала платной с апреля |
Общий вывод: только отдельные участки демонстрируют рост, чаще — за счёт новых вводов или обходов.
Рост цен и снижение доступности
Февральская индексация «Автодора» на всех ключевых трассах добавила автомобилистам ощутимую нагрузку:
Маршрут | Новый тариф (легковое авто) |
---|---|
Москва — Краснодар (М4) | 4 610 руб. (+360 руб.) |
Солнечногорск — СПб (М11) | 3 550 руб. (+320 руб.) |
Москва — Казань (первый съезд, М12) | 4 825 руб. (+344 руб.) |
Цены указаны без учета транспондеров и скидок, что делает их релевантными для сравнения.
На фоне инфляции и роста затрат на обслуживание автомобилей это вынуждает часть водителей сокращать дальние поездки — особенно нерегулярные и туристические.
Региональные особенности и инфраструктурные драйверы
Несмотря на общее замедление, отдельные участки продемонстрировали динамику благодаря новому строительству:
-
М12 (от Дюртюлей до Ачита) — соединил Башкирию, Пермский край и Свердловскую область;
-
Обход Твери (М11) — открыт в июле, 16 600 машин/сутки;
-
А289 — новая трасса к Крымскому мосту, с апреля — платная.
Это подтверждает: новые связи и маршруты — ключ к восстановлению интереса к платным магистралям.
Прогнозы: рынок на паузе или на новом уровне?
Эксперты отрасли считают, что говорить о «насыщении» ещё рано:
«Нынешнее плато — это результат макроэкономического давления. Снижение реальных доходов и рост эксплуатационных издержек заставляют россиян ездить меньше», — говорит Михаил Блинкин (НИУ ВШЭ).
«Ситуация стабилизируется с ростом экономических показателей и запуском новых участков», — считает Александр Дмитриев (РАНХиГС).
Кроме того, разлив мазута в Керченском проливе в конце 2024 года повлиял на туристический поток в Краснодарский край, что также отразилось на М4 «Дон».
Доходы «Автодора»: ставки на будущее
По плану, сборы платы в 2025 году должны составить 129,2 млрд руб. против 105,2 млрд в 2024 г. До 2030 года включительно ожидаются поступления более 1 трлн руб., из которых:
-
415 млрд руб. — М4 «Дон» (≈40%),
-
284 млрд руб. — М12 «Восток»,
-
146 млрд руб. — М11 «Нева»,
-
126 млрд руб. — ЦКАД.
При текущей стагнации трафика ключевой вопрос — реализуются ли эти прогнозы в условиях экономической турбулентности?
Что это значит для логистики
Для логистических операторов и автоперевозчиков стабилизация трафика означает:
-
меньшую плотность на трассах (пока позитив),
-
возможное снижение инвестиционной активности «Автодора» в расширение,
-
пересмотр бизнес-моделей с учётом более высоких тарифов на длинные плечи.
Решение — оптимизация маршрутов, использование транспондеров и гибких графиков движения.
Стагнация трафика — не кризис, а сигнал. В 2025 году рынок платных дорог столкнулся с тем, что ценовой потолок близок. Для дальнейшего роста трафика нужны не только новые участки, но и рост реальных доходов населения.
Для логистики это повод готовиться к сценарию, где экономичность и гибкость важнее скорости.