Плато на платной дороге: почему трафик на трассах «Автодора» застыл летом 2025 года

Фура и легковой автомобиль на платной трассе «Автодора» на фоне заката, участок М4 или М11, дорожный трафик летом 2025 года

Этим летом платные трассы под управлением «Автодора» показали минимальный прирост трафика — всего +1,1% год к году, сообщают «Ведомости». После резкого скачка в 2024-м (тогда рост составил 39%), рынок перевозок и частных поездок по платным магистралям перешёл к стадии стагнации.

Эксперты объясняют: поездки на автомобиле становятся всё более затратными, а население — всё более экономным. Это напрямую влияет на логистику, выручку концессионеров и окупаемость новых участков.

Летний сезон в цифрах: от роста — к замедлению

С 1 июня по 31 августа 2025 года по платным трассам «Автодора» проехали 137,04 млн раз, что лишь немного выше показателя за аналогичный период 2024 года (135,5 млн проездов).

Для сравнения: прошлым летом трафик вырос сразу на 39%, и ожидания на 2025 год были сопоставимыми — особенно после расширения сети.

Картина по трассам:

Трасса Среднесуточный трафик Изменение Комментарий
М12 «Восток» 14 634 проезда +8% Лидер по приросту, особенно участки у Казани (+43%)
М11 «Нева» 20 000–21 000 0% Стабильно высокий поток, всплеск 12 июня (38 232 авто)
М4 «Дон» ~40 000 0% Летний пик — 56 744 (16 августа), стабилизация
А289 (крымское направление) 19 595 Загруженность стабильная, трасса стала платной с апреля

Общий вывод: только отдельные участки демонстрируют рост, чаще — за счёт новых вводов или обходов.

Рост цен и снижение доступности

Февральская индексация «Автодора» на всех ключевых трассах добавила автомобилистам ощутимую нагрузку:

Маршрут Новый тариф (легковое авто)
Москва — Краснодар (М4) 4 610 руб. (+360 руб.)
Солнечногорск — СПб (М11) 3 550 руб. (+320 руб.)
Москва — Казань (первый съезд, М12) 4 825 руб. (+344 руб.)

Цены указаны без учета транспондеров и скидок, что делает их релевантными для сравнения.

На фоне инфляции и роста затрат на обслуживание автомобилей это вынуждает часть водителей сокращать дальние поездки — особенно нерегулярные и туристические.

Региональные особенности и инфраструктурные драйверы

Несмотря на общее замедление, отдельные участки продемонстрировали динамику благодаря новому строительству:

  • М12 (от Дюртюлей до Ачита) — соединил Башкирию, Пермский край и Свердловскую область;

  • Обход Твери (М11) — открыт в июле, 16 600 машин/сутки;

  • А289 — новая трасса к Крымскому мосту, с апреля — платная.

Это подтверждает: новые связи и маршруты — ключ к восстановлению интереса к платным магистралям.

Прогнозы: рынок на паузе или на новом уровне?

Эксперты отрасли считают, что говорить о «насыщении» ещё рано:

«Нынешнее плато — это результат макроэкономического давления. Снижение реальных доходов и рост эксплуатационных издержек заставляют россиян ездить меньше», — говорит Михаил Блинкин (НИУ ВШЭ).

«Ситуация стабилизируется с ростом экономических показателей и запуском новых участков», — считает Александр Дмитриев (РАНХиГС).

Кроме того, разлив мазута в Керченском проливе в конце 2024 года повлиял на туристический поток в Краснодарский край, что также отразилось на М4 «Дон».

Доходы «Автодора»: ставки на будущее

По плану, сборы платы в 2025 году должны составить 129,2 млрд руб. против 105,2 млрд в 2024 г. До 2030 года включительно ожидаются поступления более 1 трлн руб., из которых:

  • 415 млрд руб. — М4 «Дон» (≈40%),

  • 284 млрд руб. — М12 «Восток»,

  • 146 млрд руб. — М11 «Нева»,

  • 126 млрд руб. — ЦКАД.

При текущей стагнации трафика ключевой вопрос — реализуются ли эти прогнозы в условиях экономической турбулентности?

Что это значит для логистики

Для логистических операторов и автоперевозчиков стабилизация трафика означает:

  • меньшую плотность на трассах (пока позитив),

  • возможное снижение инвестиционной активности «Автодора» в расширение,

  • пересмотр бизнес-моделей с учётом более высоких тарифов на длинные плечи.

Решение — оптимизация маршрутов, использование транспондеров и гибких графиков движения.

Стагнация трафика — не кризис, а сигнал. В 2025 году рынок платных дорог столкнулся с тем, что ценовой потолок близок. Для дальнейшего роста трафика нужны не только новые участки, но и рост реальных доходов населения.

Для логистики это повод готовиться к сценарию, где экономичность и гибкость важнее скорости.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости