На конференции «Рилттранс» представлена масштабная программа развития железнодорожной инфраструктуры нового терминала Port Favor. Объект ориентирован на перевалку минеральных удобрений и аммиака, включая мультиформатные технологические решения.
Новый узел экспорта: зачем Port Favor усиливает ж/д инфраструктуру
На фоне растущего спроса на высокотехнологичные логистические узлы для агроэкспорта, терминал Port Favor в порту Усть-Луга реализует проект по созданию железнодорожного комплекса, рассчитанного на переработку до 14 млн тонн грузов ежегодно. Основной фокус — сухие минеральные удобрения и аммиак.
Проект включает 14 железнодорожных путей общей протяжённостью свыше 8 км, станцию разгрузки вагонов, трансбордер, эстакаду для слива аммиака и два соединительных пути с парком «Генеральный» станции Лужская (Октябрьская железная дорога).
«Мы выстраиваем инфраструктуру, которая позволяет параллельно подавать и убирать составы. Это снижает число пересечений и повышает производственную гибкость внутри терминала», — отметил Владимир Гладченко, начальник железнодорожного комплекса терминала.
Производительность: 550 вагонов в сутки и быстрая разгрузка
Проект предполагает разгрузку удобрений через специализированную станцию (СРВ) с двумя технологическими линиями. Каждая линия обрабатывает одновременно 4 вагона-хоппера, в сумме — 8 вагонов за 10 минут.
Для предотвращения смешивания грузов — ключевого риска при работе с минеральными удобрениями — каждая линия оснащается собственными изолированными бункерами и конвейерными лентами, что обеспечивает точную сегрегацию партий.
После запуска, комплекс сможет перерабатывать до 550 вагонов в сутки — из них 60 с аммиаком и 490 с удобрениями, или около 35 тыс. тонн в день.
Трансбордер и автоматизация: решение ограничений на площади
Учитывая дефицит пространства на площадке, терминал внедрит трансбордерную систему для автоматической параллельной перестановки порожних вагонов. Такой подход минимизирует ручную маневровую работу и позволяет ускорить оборот состава.
Ряд объектов — включая эстакаду и пути наливного комплекса — уже построены и находятся на финальной стадии получения разрешений. Пока аммиак принимается в автоцистернах: за 9 месяцев 2025 года обработано 424 тыс. тонн.
Морская часть: три балкера одновременно, 200 тыс. тонн за судозаход
Port Favor создаёт инфраструктуру, способную обеспечить высокие темпы морской отгрузки. Общая протяженность причалов превышает 800 метров, что позволяет обслуживать одновременно до трёх балкеров дедвейтом от 5 до 114 тыс. тонн. Плановая загрузка — до 200 тыс. тонн за один судозаход.
Складской комплекс: хранение 14 марок удобрений
Терминал оснащается многоуровневой системой хранения:
-
8 купольных и 2 хребтовых крытых склада,
-
возможность раздельного хранения 14 видов минеральных удобрений,
-
общая вместимость складов — 510,7 тыс. тонн.
Это обеспечивает буфер для единовременного накопления, в том числе при изменении логистических маршрутов или неблагоприятной погоде.
Почему это важно
Рынок экспорта удобрений требует высокой гибкости и точности — как на железнодорожных, так и на портовых плечах. Проект Port Favor демонстрирует формирование интегрированной экспортной логистики, в которой каждый элемент — от станции разгрузки до трансбордера и морского причала — подчинён задачам быстрой, технологичной и контролируемой перевалки.
На фоне санкционного давления и изменения внешних рынков сбыта, такие проекты играют стратегическую роль в укреплении экспортного потенциала России.





