С момента запуска регулярных речных маршрутов на электросудах в Москве прошло менее двух лет, но показатели уже сопоставимы с другими видами городского транспорта. По данным департамента транспорта Москвы, за это время жители и гости города совершили более 2,5 млн поездок, а некоторые маршруты используются как полноценная альтернатива автобусам и метро.
По поручению мэра Сергея Собянина, развитие речного транспорта идёт по модели интеграции с единой городской транспортной системой. На электросудах действуют привычные способы оплаты, расписание синхронизировано с другими маршрутами, а сами суда курсируют круглый год, независимо от погодных условий и уровня загруженности дорог.
В чём преимущества электросудов?
По словам Сабины Цветковой, председателя комиссии по транспорту Мосгордумы, электросуда позволяют экономить до 30–40 минут в пути по сравнению с наземным транспортом — особенно в часы пик. Они также экологически безопасны: работают на электротяге, не требуют дизельного топлива, исключают утечки нефтепродуктов и соответствуют целям устойчивого развития (ESG).
Текущий состав флота и планы на 2026 год
На сегодня московский электрофлот состоит из 29 судов, к концу 2025 года их число достигнет 31, а уже в 2026-м — 39. Новые суда, которые планируется ввести в эксплуатацию, проходят модернизацию по нескольким направлениям:
-
Увеличенная мощность батарей — для расширения автономного хода.
-
Повышенное количество посадочных мест — для увеличения провозной способности.
-
Обновлённые системы климат-контроля и освещения — для повышения комфорта в любое время года.
Недавно флот пополнили: «Десна», «Очаковка», «Бусинка», «Чечера», «Ходынка», «Корюшка», а также «Люберка» и «Пехорка». Ещё два — «Рудневка» и «Самородинка» — находятся на финальной стадии ввода в эксплуатацию.
Экологичность + российское производство
«Москва — лидер в мире по внедрению регулярных речных маршрутов на электросудах. Причём весь комплекс — от судов до причальной инфраструктуры — полностью отечественного производства», — отметил Константин Трофименко, директор Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ.
Также он подчеркнул, что речной электротранспорт столицы — не просто пилотная инициатива, а модель, на которую ориентируются другие города и даже частные судоходные компании.
Вывод
Московская стратегия внедрения электросудов демонстрирует, как технологическая устойчивость и экологичность могут сочетаться с высокой повседневной эффективностью. Речной электротранспорт — это уже не будущее, а реальная часть логистической инфраструктуры мегаполиса, способная влиять на городскую мобильность, экологию и инвестиционную привлекательность региона.





