Наравне с долларом и евро российский рубль становится официальной валютой при расчетах через Клиринговый центр Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Теперь российские авиаперевозчики будут производить расчеты со своими контрагентами в национальной валюте, что поможет им оптимизировать свои расходы. О нововведении и его влиянии на рынок грузоперевозок рассказали эксперты компаний «ДАКСЕР», FM Logistic и группы компаний AsstrA.
Наталия Шувалова, руководитель отдела авиаперевозок логистической компании «ДАКСЕР»
Если говорить про экспортные отправки, то возможность оплаты авиафрахта в рублях существовала и ранее. «Аэрофлот», «Россия», S7 и даже «Турецкие авиалинии» продают фрахт в рублях. Безусловно, это удобно для грузовых агентов, так как нет риска курсовых разниц. Однако экспортных авиаперевозок у нашей компании всего 10%, а остальные - импорт.
Импортные перевозки бронируются через наши офисы в странах отправления, либо через привлеченных агентов за рубежом, а в этом случае мы полностью зависим от того, в какой валюте они договорились осуществить платеж авиакомпании. Зарубежные офисы экспедиторов и агенты работают не только с РФ, они осуществляют перевозки по многим направлениям, поэтому я сомневаюсь, что кто-то из них захочет оплачивать перевозки в рублях. Им гораздо удобнее рассчитываться в одной валюте за все перевозки. Поэтому у нас вряд ли появится возможность оплачивать импортные перевозки в рублях. Однако для нас, как экспедиторов, оплата перевозок в иностранной валюте - риск курсовых разниц, особенно при нестабильности обменного курса. Очень высоки риски по работе с клиентами, которые готовы оплачивать фрахт только в рублях с отсрочкой в 2-3 месяца. Тем не менее нам часто приходится соглашаться на такие условия, а рублевая оплата помогла бы нам эти риски минимизировать.
Олеся Каспарова, менеджер по мультимодальным перевозкам FM Logistic
Несомненно, подобное нововведение свидетельствует о развитии российской авиаотрасли и о её дальнейшей интеграции в мировой рынок, что не может не радовать. На наш взгляд, теперь система расчетов через Клиринговый центр (ICH) IATA более привлекательна для многих российских контрагентов, в том числе экспедиторов, таких как наша компания.
Изменение не сильно скажется на грузовых агентах, которые, как отмечает Дмитрий Шамраев, и ранее могли производить расчеты через ICH в рублях напрямую, без двойной конвертации. Однако повлияет на экспедиторов: до нововведения расчеты через ICH производились, во-первых, по т.н. курсу FDR (фиксированный средний курс за последние пять банковских дней месяца), а во-вторых, с двойной конвертацией по этому курсу из местной валюты в одну из валют IATA, затем снова в местную валюту. В связи с этим у российских компаний возникали дополнительные риски и издержки, особенно при расчётах друг с другом. Теперь у компаний-экспедиторов будет возможность избежать многих проблем, перейдя на новую систему.
Антон Сейчасов, руководитель отдела авиаперевозок группы компаний AsstrA
Система взаиморасчетов IATA в грузовых перевозках называется CASS. Имплементация CASS в России состоялась не так давно – в 2017 году. Мы в системе зарегистрировались пару месяцев назад, однако по всем инструкциям взаиморасчеты производятся в рублях. За исключением того, что банковская гарантия, необходимая для аккредитации, должна быть предоставлена в долларах США.
Мы работаем на рублевом рынке, поэтому нам комфортнее проводить взаиморасчеты с перевозчиками в той же валюте, так как всегда нужно помнить о волатильности рубля и прочих валютных рисках.
Система расчетов за грузовые авиаперевозки - CASS, разработанная IATA, работает в России с 2017 года. На перевозках по ВВЛ (внутренние воздушные линии) оплата в рублях была всегда. На МВЛ (международные воздушные линии) расчёт обычно производится в валюте.
Нововведением это нельзя назвать. Меньше станет рисков, больше прогнозируемости.