Рынок автоперевозок в 2025 году: слабый рост выручки при структурных сдвигах

Грузовой автомобиль на трассе в России — символ замедляющегося рынка автоперевозок в 2025 году

По итогам 2025 года рынок автоперевозок в России может вырасти в стоимостном выражении всего на 1% — до 2,63 трлн рублей. Несмотря на рост грузооборота, выручка перевозчиков страдает из-за переизбытка мощностей, демпинга и перераспределения грузов в кэптивный сегмент.

Рынок: восстановление без уверенного роста

По данным исследования M.A.Research и логистического оператора ПЭК, в первом полугодии 2025 года объем автоперевозок (FTL + LTL) в физическом выражении вырос на 3,5%. Однако из-за давления на тарифы выручка сократилась в среднем на 5%.

Причина — структуральный дисбаланс: предложение опережает спрос.
Рост числа перевозчиков и избыток техники привели к перегреву конкуренции и снижению ставок.

Кэптивизация: маркетплейсы перетягивают рынок

По оценке Людмилы Симоновой, управляющего партнёра M.A.Research, около 30% всего FTL-сегмента контролируют внутренние (кэптивные) автопарки, обслуживающие не рынок, а собственные логистические нужды крупных игроков:

  • производителей (оборудование, металл, химия, агро);

  • ритейлеров и маркетплейсов.

Это сокращает доступную «внешнюю» емкость рынка и меняет конкурентную динамику — особенно на фоне перетока спроса из офлайн-торговли в онлайн.

Коррекция и «логистическая инфляция»

Во втором полугодии эксперты зафиксировали разворот:

  • индекс ATrucks (спрос/предложение по транспортным мощностям) достиг 37, что указывает на начало дефицита транспорта;

  • с октября тарифы начали восстанавливаться: +13,4% за месяц, до 75 руб./км (данные «Авто-ПЭК»);

  • часть игроков покидает рынок: до 15% перевозчиков могут прекратить деятельность, по прогнозу M.A.Research.

Это приведёт к росту тарифов на 15–20% по сравнению с первым полугодием, однако, как подчёркивают эксперты, речь идёт скорее о компенсации падения, а не о реальном росте.

Логистическая инфляция за 2025 год, по данным ПЭК, составит 7,4% — всего на 0,6 п.п. выше потребительского индекса (6,8%), в то время как годом ранее разница превышала 11 п.п.

Прогноз на 2026: рост за счёт тарифов, не объёмов

Показатель 2025 (оценка) 2026 (прогноз)
Выручка (трлн руб.) 2,63 2,73
Рост выручки +1% +4%
Рост объема перевозок (тонн) +2,7% +2,5%
Рост грузооборота +1,5%
Рост тарифов (LTL) до +7%
Рост тарифов (FTL) до +15%

Источник: M.A.Research, ПЭК, Объединённая лизинговая ассоциация.

Ключевой драйвер 2026 года — восстановление тарифов, особенно в LTL и FTL-сегментах. Однако, по словам Романа Ромашевского, финдиректора ПЭК, выйти на уровень начала 2024 года рынок сможет только к второму полугодию 2026 года.

Структурное равновесие: рынок после «перегрева»

По данным Объединённой лизинговой ассоциации, с рынка уже выбыло более 30 тыс. единиц техники. Это привело к естественной коррекции и возвращению отрасли к сбалансированной модели.

«В прошлом году высокие тарифы в LTL создали буфер, который помог перевозчикам пережить просадку начала 2025-го. Но в 2026 году такой подушки уже не будет — рынок переходит к новому равновесию», — отмечает Ромашевский.

Вывод

Рынок автоперевозок в России выходит из фазы турбулентности — но не за счёт бурного роста, а за счёт корректировки и «естественного оттока» избыточных мощностей. Ближайшие кварталы станут испытанием для перевозчиков, которые не встроены в вертикально-интегрированные цепочки маркетплейсов или крупных производств. В этих условиях финансовая устойчивость и гибкость бизнес-модели будут важнее масштабов.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости