На форуме «Транспортная неделя — 2025» Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев обозначил ключевые инициативы по совершенствованию системы северного завоза — одного из критически важных элементов логистической инфраструктуры страны.
Арктика как логистический вызов
Республика Саха (Якутия) — регион, более половины территории которого входит в Арктическую зону — зависит от северного завоза в прямом смысле этого слова. В 2025 году общий объём грузов, доставляемых по этой схеме, превысит 2 млн тонн, из которых 1,4 млн тонн — жизненно необходимые грузы. Их стоимость оценивается более чем в 70 млрд рублей.
Закон принят — проблемы остались
Айсен Николаев назвал принятый закон «О северном завозе» историческим, но отметил: регуляторная база должна подкрепляться финансовыми и техническими инструментами. Среди уже запущенных механизмов — казначейские кредиты, впервые задействованные в текущем году. Однако действующие параметры не учитывают специфику северных поставок, например длительность логистического цикла.
«Мы завозим топливо, которое будет использоваться в 2027–2028 годах. „Омертвление“ средств на три года — это барьер», — отметил Николаев, предлагая увеличить срок погашения казначейских кредитов до трёх лет.
Транспортная инфраструктура — на грани износа
Глава республики отдельно подчеркнул критическое состояние речного флота и арктической логистики. Среди приоритетов:
-
поддержка системообразующих операторов, включая «Ленское объединённое речное пароходство»;
-
обновление судов с учётом ужесточения экологических требований;
-
участие государства в модернизации речной логистики, как части стратегической программы по устойчивому развитию Севера.
Стратегия перехода к Единому морскому оператору
С 2026 года планируется запуск деятельности Единого морского оператора (ЕМО) под управлением Госкорпорации «Росатом». Но, как подчеркнул Айсен Николаев, эффективность ЕМО будет ограничена, если его субсидирование не распространится на речные перевозки до конечных пунктов доставки.
Предложения Якутии: от кредитов до субсидий
В числе инициатив, предложенных на федеральный уровень:
-
федеральные субсидии на компенсацию транспортных затрат и процентных ставок по кредитам;
-
программа льготного кредитования для оборотных средств предприятий, участвующих в завозе;
-
модернизация законодательства с фокусом на цикличность, сезонность и протяжённость северных маршрутов.
«Корабль поплыл. Сейчас задача — поставить его под хорошие паруса и обеспечить чёткий курс», — подчеркнул Николаев в финале выступления.
Вывод
Предложенные меры отражают попытку перевести северный завоз из статуса ежегодного антикризисного мероприятия в системный логистический процесс с устойчивым финансированием и управлением. Если предложения Якутии будут поддержаны, это станет важным шагом к формированию единой арктической логистической стратегии России.





