Ставки аренды полувагонов рухнули до минимума за 10 лет. Что происходит с рынком?

Железнодорожная станция с полувагонами и контейнерными составами — символ снижения спроса и профицита вагонного парка на фоне падения ставок аренды в 2025 году

В августе 2025 года ставки аренды на полувагоны в России достигли исторического минимума. Падение достигло 65–80% в годовом выражении. Причины — стагнация перевозок, профицит парка и сжатие экспортных потоков, как пишут «Ведомости». Разбираемся, что это значит для операторов, логистики и всей грузовой цепочки.

Аренда обесценилась: цифры снижения

Согласно аналитическому отчету Информационного центра операторов (ИЦО), ставки аренды упали до уровня 2015 года:

Тип аренды Август 2025 г. Изменение к августу 2024 г.
Долгосрочная аренда 900 руб./сутки −66%
Краткосрочная аренда 600 руб./сутки −80%
Инновационный полувагон от 1050 руб. −65%

Уровни ставок с учетом инфляции — самые низкие за 10 лет.

Причины обвала: структурные и рыночные факторы

1. Профицит парка

  • Общее количество грузовых вагонов: 1,4 млн единиц, из них 660 000 — полувагоны (РЖД).

  • С начала 2025 года парк полувагонов вырос на +11 000 шт., несмотря на снижение перевозок.

2. Снижение объёмов погрузки

  • Август: −5,4% (92,2 млн т), сентябрь: −3,3% (91,4 млн т).

  • Январь—сентябрь: −6,7% год к году (830,2 млн т).

3. Замедление угольного экспорта

  • Уголь — ключевой груз для полувагонов. При текущих ценах и логистических издержках его экспорт становится экономически нецелесообразным, поясняет представитель НТК.

4. Рост простоя и сложность с заадресацией

  • Средний оборот вагона: 20,2 суток (−4%).

  • Задержки на погрузке/выгрузке, рост логистических издержек.

Рынок аренды: «перенасыщен» и в пользу арендаторов

Аналитики ИЦО называют текущую ситуацию рынком клиента:

«Арендаторы могут выбирать избыточный парк и диктовать ценовые условия».

Прогнозы: что будет до конца 2025 года

Месяц Диапазон изменения ставок
Сентябрь −1% до −8%
Ноябрь −8% до +2%
Декабрь −3% до +10%

На горизонте до конца года нет фундаментальных драйверов для роста ставок. Осенний сезон может дать лишь временное колебание.

Последствия для рынка

1. Финансовое давление на операторов

  • Доходы падают, при этом стоимость обслуживания парка растет.

  • Компании сокращают расходы, прогнозируется новая волна консолидации.

«Устойчиво чувствовать себя смогут только крупные операторы с пулом кэптивных клиентов», — считает Александр Поликарпов (RSA).

2. Переоценка инвестиционных стратегий

  • При такой доходности новые закупки подвижного состава маловероятны.

  • Акцент смещается на поддержание и ремонт.

3. Риски индексации тарифов

  • Операторы опасаются повышения тарифов РЖД на фоне кризиса в грузовой базе.

  • Грузоотправители, как утверждает источник «Ведомостей», уже выступают против роста железнодорожных тарифов, который может окончательно подорвать экономику перевозок.

Есть ли шансы на восстановление?

Эксперты видят два возможных сценария:

Базовый: рынок останется в состоянии «подавленной нормы» минимум до конца 2026 года.
Оптимистичный: при снижении ключевой ставки и росте спроса на массовые грузы (уголь, стройматериалы) возможен постепенный разворот с конца 2025 — начала 2026 года.

Также возможный фактор — ослабление рубля, которое может поддержать экспорт и частично оживить погрузку.

Вывод

Рынок аренды полувагонов демонстрирует один из самых глубоких спадов за десятилетие. Снижение ставок — не краткосрочный тренд, а отражение системных проблем в экономике перевозок: от профицита парка до сжатия экспортных потоков и высоких операционных затрат.

Для логистических и операторских компаний наступает период адаптации: сокращение издержек, перестройка стратегии работы с клиентами, возможное участие в консолидации рынка.

Пока массовые грузы не вернутся в сеть, ставки останутся у «дна» — с редкими сезонными отклонениями.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости