Стоимость грузоперевозок во II квартале: краткие маршруты — дороже, Урал — в росте

Грузовик на трассе в Центральной России летом — символ динамики межрегиональных перевозок во втором квартале 2025 года

Во II квартале 2025 года на рынке межрегиональных автоперевозок укрепляется тренд: самые высокие ставки — на короткие маршруты. Производственная миграция к центрам потребления, рост агросектора и промышленности в УФО формируют новые логистические паттерны.

Километр стоит дороже, если маршрут короткий

Согласно данным по ставкам на автоперевозки, во втором квартале 2025 года наиболее затратными остаются короткие маршруты, где стоимость доставки за километр значительно выше средней по стране. В числе самых дорогих направлений:

  • Тверская область — Москва и МО: 153,03 руб./км

  • Свердловская область — Тюменская область: 132,64 руб./км

  • Тульская область — Москва и МО: 130,22 руб./км

Причина высокой стоимости — в операционной специфике: короткие маршруты не позволяют эффективно распределять фиксированные издержки на топливо, зарплату и простой, поэтому ставка за километр растёт.

Производство ближе к рынку = больше «локальной логистики»

Наметившийся еще в 2023 году тренд на перенос производств ближе к конечному потребителю усиливается. Это позволяет компаниям:

  • снижать расходы на логистику,

  • сокращать сроки поставки,

  • повышать управляемость цепей поставок.

Как следствие, растёт спрос на короткие маршруты, особенно в радиусе 200–500 км от крупных агломераций, таких как Москва, Екатеринбург и Ростов-на-Дону.

Урал: промышленность толкает ставки вверх

После замедления в I квартале 2025 года, рынок грузоперевозок в Уральском федеральном округе демонстрирует заметный подъем. Основные драйверы:

  • восстановление и рост промышленного производства (темпы выше среднероссийских),

  • активизация поставок в смежные регионы (особенно в Тюменскую область и ХМАО),

  • усиление внутрирегионального товарооборота.

Это отразилось на ставках: средняя стоимость перевозки в УФО растёт опережающими темпами, при этом востребованность маршрутов остаётся высокой.

Юг России: сезонный спрос и дефицит транспорта

В Южном федеральном округе основным фактором роста ставок стал аграрный сезон. Увеличение объема перевозок зерна, фруктов, овощей и напитков приводит к:

  • росту спроса на автотранспорт,

  • локальному дефициту тягачей и рефрижераторов,

  • увеличению ставок на маршрутах из ЮФО в Центральную Россию и обратно.

Отдельно стоит отметить рост тарифов по направлениям в Москву: здесь влияние оказывает как агросектор, так и логистика охлажденных и скоропортящихся товаров.

Обратные рейсы в столицу: ставки вернулись к уровню 2024 года

По итогам II квартала 2025 года зафиксирован значительный рост ставок на обратную доставку в Москву. Если в начале года средняя ставка находилась ниже уровней 2024-го, то к концу июня она вернулась на прежние позиции — за счёт сезонного спроса, активизации торговли и роста потребительского спроса в ЦФО.

Рынок грузоперевозок продолжает адаптацию к новой экономической географии: локализация производств, промышленный рост в регионах и сезонные колебания в агросекторе формируют устойчивый спрос на короткие, но дорогие маршруты. Компании, способные эффективно управлять транспортными издержками в таких условиях, получают конкурентное преимущество в логистике «последнего плеча».

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости