26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности[1] составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.
Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения[2], а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.
Индекс цифровой грамотности россиян
Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.
Компоненты цифровой грамотности:
- · Информационная грамотность
o Знания о специфике информации и различных ее источниках
o Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
o Установки в отношении пользы и вреда информации
- · Компьютерная грамотность
o Знание устройства компьютера и его функций
o Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
o Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
- · Медиаграмотность
o Знание о медиа-контенте и его источниках
o Навыки поиска новостей и фактчекинга
o Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
- · Коммуникативная грамотность
o Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
o Навыки использования современных средств коммуникации
o Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
- · Технологические инновации
o Знания современных технологических тенденций
o Навыки работы с гаджетами и приложениями
o Установки в отношении пользы технологических инноваций
Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).
Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).
В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).
В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).
Уровень информационной грамотности
Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).
С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.
Уровень компьютерной грамотности
Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.
78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).
Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.
Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.
Уровень медиаграмотности
Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.
51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.
Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Уровень коммуникативной грамотности
Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.
58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете,причем среди молодежи эта доля выше.
Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации: в первую очередь это моложые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).
Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.
Цифровая грамотность и безопасность
Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.
72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).
38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.
44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом.Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%).Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.
Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.
Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.
Знания в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Все опрошенные |
Люди с высшим образованием |
Люди без высшего образования |
|
Делаю выводы на основе информации из разных источников |
74 |
86 |
70 |
Доверяю одному источнику информации |
26 |
14 |
30 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Навыки в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
С легкостью могу найти информацию в интернете |
81 |
94 |
89 |
83 |
69 |
64 |
Мне сложно найти нужную информацию в интернете |
19 |
6 |
11 |
17 |
31 |
36 |
Установки в области работы с информацией, % опрошенных
Все опрошенные |
|
Регулярно задумываюсь над тем, насколько полезна или вредна информация, которую я получаю в интернете |
55 |
Не задумываюсь о полезности или вреде информации, которую я получаю в интернете |
45 |
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую |
59 |
77 |
68 |
58 |
46 |
42 |
Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны |
41 |
23 |
32 |
42 |
54 |
58 |
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование |
Нет высшего образования |
|
Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую |
60 |
42 |
Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны |
40 |
58 |
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений |
78 |
90 |
88 |
80 |
67 |
57 |
Мне сложно и непривычно работать на компьютере |
22 |
10 |
12 |
20 |
33 |
43 |
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование |
Нет высшего образования |
|
Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений |
85 |
74 |
Мне сложно и непривычно работать на компьютере |
15 |
26 |
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д. |
78 |
90 |
88 |
80 |
67 |
57 |
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга |
22 |
10 |
12 |
20 |
33 |
43 |
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование |
Нет высшего образования |
|
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д. |
85 |
69 |
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга |
15 |
31 |
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий |
49 |
65 |
61 |
55 |
47 |
35 |
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю |
51 |
35 |
39 |
45 |
53 |
65 |
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование |
Нет высшего образования |
|
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий |
67 |
44 |
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю |
33 |
56 |
Навыки в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
Я знаю, как всегда быть в курсе последних событий и новостей |
74 |
87 |
82 |
79 |
78 |
57 |
Мне сложно ориентироваться в потоке новостей и событий |
26 |
13 |
18 |
21 |
22 |
43 |
Установки в области медиаграмотности, % опрошенных
Все опрошенные |
|
Я считаю, что СМИ, которые я предпочитаю, могут сообщать неполную информацию либо преподносить ее в выгодном кому-то свете |
72 |
Я считаю, что СМИ, которым я доверяю, полно, непредвзято и правдиво освещают происходящие события |
28 |
Знания в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные |
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
|
Обычно я анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете |
58 |
72 |
60 |
57 |
49 |
53 |
Я редко анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете |
42 |
28 |
40 |
‰PNG IHDR X ’ ?эї“ pHYs ТЭ~ь IDATxњмЅyђeW}зщ9wy{ѕЬ*kU©¤Т.ЎД&°CЂУ¶м†°™0П„=A·»нi7ЋсфLчМ;ВгqtGЭ3СnЪ0CгАШ8ЏсЂБ`HЂVSRЦ"Х¦ZІryЫЭП™?^юNћwлЅ—),\ъ#UщЮ}чћэЮЯч~ЛQмК5Ячэў(Љ;пјуЖcЗЋ}}uuх зyJ)…R cЂэ."ЗP™TnщҐФШswrэґъЖ}wл’Ядш¤тЬsђгУЪV>ЯѓB‘з)‹{–шПяќsЯg=R|е;П3·°H‘§¬oа+›уhЊЎZPJ)|ЯG)EїЯзцЫo§ЭnуьуП“з9J)ґЦ¶пyћcЊБу<Љў°н“ПћзЩ¶{ћgЫмyZл‘ѕЙ1cМUc-m*Џ…1µн‹\'ui Гђ4Mm[ў(ўR©`Њ±}ЦZSVmDґЦ#ukЙуЯчс<Џ4M1ЖPЇЧЙуњ l]R~ҐRЎR©ђeiљЋґ/Љ"в8¦ЧлqйТ%nјсFЋ9В·Ю Аѓ>ИН7ЯЊ1†n·Kљ¦=z”jµКџюйџтµЇ}Ќ8Ћ9zф(їу;їCЈСа™gћбч~пчX^^&Пs>шБтючїџgћy†S§Nqюьy>МПэЬП±ґґДКК O>щ$>ш sss ¬ЇЇSЇЧщЯъ-юнїэ·¬ЇЇsл·тц·їќ={ц°ІІВ№sз8wоЅ^ЏV«E»Эfqq‘ыо»Џххuћ{о9‚ Ач}zЅћc™;µќ;wMi ‚ЂJҐ‚зyDQ„1†0ншKћзСl6ЙуњzЅО}чЭG’$4›MЋ=Кщуз‰гFЈAVгЫЯю6ЛЛЛT*ЫYЗ2oµZЌ№№9*• хzќ0™џџ C‚ УйРйtмµѓБЂ~їO§У!Л2’$ЎЯпЫщ–µ)}TJбy mні^ОЖК%”§[ШCuо ‹ыц“fxАёПЊ~7ГО\х|ш;‰1ЂБџЭЏдud/э-zг" хЧеy^EQр™П|ж®чјз=П~йK_тѓ (d^wепO‚kЭЂ]Б 9Њ*ы2ё6¦Ѓ‚iR6#ЌЩ¤ё °|Н$А5 <№хOлЯ¤цoЧчa»]оoош» В`рэЂµхuща/сдЧю”Яы.чЬz„'—ПІРћБЯTь•0¤V«бyЅ^П*QtћзYЕиЉЂ”<ПЇTaЋ 催rыеџТ|И1щ+ vТ\Й5Ж|Я·џ=ПЈR©ШkEq—Ѓ›ф!‚ Ћc*«Х*iљ’$ ћзЩс©Чл¶Ь ¬В/Љ‚$Ih·ЫдyN’$„aИММЊПуh·ЫcИуњ;оё5qуФSOЎµж›Яь&лллмЭ»—ЧЅоu<фРC