
До 45% стройматериалов в России может быть фальсификатом, сообщают «Известия». Это не просто угроза качеству строительства, но и вызов для логистических цепочек, девелоперов и потребителей. Какие меры предложены и каковы последствия для отрасли?
Масштабы проблемы: некачественные материалы — не исключение, а система
По оценке комитета Совета Федерации по регламенту, доля фальсифицированной продукции на российском рынке достигает:
Вид стройматериала | Доля фальсификата |
---|---|
Кабельная продукция | 45% |
Строительные смеси | 40% |
Цемент | 22% |
Радиаторы отопления | 15% |
Такой уровень нелегальной продукции напрямую влияет на безопасность объектов, особенно в случае многоэтажного и социального строительства. Риски включают обрушения конструкций, пожары из-за некачественной проводки и преждевременное разрушение зданий.
Причины: сбои в сертификации и отсутствие контроля
Эксперты и отраслевые игроки сходятся в оценке ключевых причин:
-
Недостатки системы подтверждения соответствия — многие производители избегают обязательных проверок.
-
Использование подменяющих стандартов — вместо ГОСТов применяются «внутренние» нормы.
-
Формальный характер контроля — проверки проводятся не системно, а в экспериментальном формате.
«Фальсификат выгоден нечестным производителям: они снижают издержки за счёт качества, демпингуют и вытесняют с рынка легальных игроков», — отмечает Олег Земцов, член комитета СФ.
Последствия: от финансовых потерь до угрозы жизни
Использование поддельных материалов ведёт к:
-
Повышению издержек на ремонты;
-
Потере доверия потребителей;
-
Повреждению имущества;
-
Рискам для жизни — особенно при пожарах и авариях.
При использовании фальсифицированной проводки нарушается температурный режим, повышается риск короткого замыкания и возгорания — особенно в старых или перегруженных сетях.
Что предлагает государство
Для борьбы с фальсификатом предусмотрен ряд инициатив, включая:
Мера | Сроки / Статус |
---|---|
Эксперимент по контролю стройматериалов | 01.09.2024 — 01.09.2026 |
Добровольная маркировка (цемент, кабель и др.) | До 31.08.2025 |
Разработка техрегламента ЕАЭС | В стадии внутригосударственного согласования |
Ужесточение требований к новым материалам | Уже утверждённый свод правил Минстроя |
«Для контроля за качеством нужно возвращать постоянный государственный надзор. Пока он действует только в формате экспериментов», — отмечает Владимир Комлев, управляющий партнёр «Билдсервис».
Позиция отрасли: нужна комплексная реформа
Эксперты подчеркивают, что решить проблему можно лишь при:
-
Обязательном техрегулировании и введении общего для ЕАЭС регламента;
-
Переходе к риск-ориентированному надзору — с использованием данных из систем маркировки;
-
Возврате к государственному контролю за производством на постоянной основе.
В частности, в «Союзцементе» обращают внимание, что нелегальные производители разбавляют цемент золой, шлаками, нарушая его свойства — такой материал не набирает прочности, но формально может продаваться как качественный.
Логистический и рыночный контекст
Для цепей поставок это означает:
-
Рост расходов на проверку поставщиков;
-
Увеличение рисков при девелоперских проектах;
-
Рост цен из-за необходимости переиспытаний и гарантийных ремонтов;
-
Уход добросовестных производителей из конкуренции.
«Контрафактные стройматериалы — это не только риск для жизни, но и фактор дестабилизации рынка», — подчёркивает Светлана Разворотнева, зампред комитета Госдумы по ЖКХ.
Что дальше
Принятие единого техрегламента и запуск постоянного надзора — ключевые условия для «обеления» отрасли. От этого зависит устойчивость всего строительного и логистического сектора, от частных подрядов до государственных проектов.
Борьба с фальсификатом в строительстве — вопрос не только качества, но и безопасности, конкурентоспособности и доверия. Для девелоперов, логистов и потребителей — это критически важная зона внимания в ближайшие 2–3 года.