Отправляя груз, вряд ли кто-то изначально задумывается о получении компенсации – верит, что он доедет до получателя в нужном виде. Но знать, что на нее можно рассчитывать – необходимо.
Отвечает за сохранность груза тот, с кем заключен договор. То есть со своей стороны отправитель должен правильно оформлять все бумаги и соблюдать обязательства по ним. Как еще можно оградить себя от необходимости требовать возмещение?
Здесь надо отталкиваться от того, что чаще всего происходит с грузом:
- Механическое повреждение
Чтобы не был разбит/помят/испорчен, груз должен быть правильно и качественно упакован в соответствующую тару
- Нарушение условий транспортировки
Мороженное нельзя возить без холодильника. Это очевидно. Но и всех грузов касается – если для них необходим особый режим, перевозчик и экспедитор должны об этом знать. Отправитель обязан назвать предельные сроки транспортировки и другие ограничения.
На следующие 2 пункта клиент повлиять не может:
- ДТП
- Кража или разбойное нападение
Тут в помощь – договор страхования. Причем страховать можно как груз, так и гражданскую ответственность. Конечно, по закону экспедитор и перевозчик и так несут ответственность в описанных случаях, но, как показывает судебная практика, проще получить деньги по страховке, чем доказать вину при аварии и объемы повреждения – основанием для выплаты страховой является сам факт утраты груза. Договор страхования гражданской ответственности позволяет гарантировать выплаты клиенту при наступлении страхового случая.
Ещё один плюс: страховая компания покроет убытки, если перевозчик или экспедитор окажется банкротом. Учитывая этот момент, если уж не хочется страховаться – стоит хотя бы обращаться в проверенные компании.
Обычно проблем не бывает, рассказывает коммерческий директор ACEX в Новороссийске Денис Бобраков:
Компания работает в порту Новороссийска. Дорогостоящие грузы они страхуют, но такие чаще летают воздухом. В остальных случаях, как минимум половине, страховка есть у самих клиентов – в экспедиторской компании могут даже об этом не знать. Но и без страховки готовы выплатить компенсацию – если порча груза произошла по их вине. Случаи из практики вспоминает Денис Бобраков:
Мы перевозили детские игрушки. Верхние коробки сместились и повредили нижние и товар в них. Мы увидели это на таможне и зафиксировали, страховая и отправитель претензии с нас сняли. Ведь это они отвечают за правильность упаковки и размещения. Но вот год назад мы перевозили панели МДФ. Пока таможня досматривала, пошел дождь, часть из них намокли и набухли. Клиент заметил при получении, обратился к нам и мы выплатили компенсацию за те, что потеряли товарный вид – без всякой страховки, на основании общего законодательства.
Законов об ответственности немало: для экспедиторов есть 7-ая статья Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Для перевозчиков – 796-ая статья Гражданского кодекса и Уставы и Кодексы в зависимости от вида перевозки – землей, небом или морем.
Ответственность прописана и в международных документах. По Монреальской конвенции от 1990 года (к ней Россия присоединилась в этом году) полагается 19 sdr компенсации за 1 кг брутто уничтоженного, потерянного, поврежденного груз. Согласно Варшавской конвенции от 1929 и Гаагскому протоколу - 250 золотых франков – 20 USD за 1 кг брутто.
Так что если груз стоит меньше 20 долларов за килограмм – его можно отправлять без страховки, рассказывает зам. директора по развитию ACEX Александра Чагина, которая занимается авиаперевозками много лет. В остальных случаях страховку настоятельно рекомендуют. Ведь сэкономив на полисе пару тысяч, можно в итоге потерять гораздо больше:
Иногда воздухом выгоднее отправить мелкий груз - до 500 килограммов. Но чаще всего мы везем срочные грузы. Это живые животные, которых не будешь везти месяц, какая-то техника, простой от отсутствия которой обходится дороже перевозки. Ценные грузы – сами по себе дорогие (антиквариат и тд) или часто подвергающиеся кражам (алкоголь, аксессуары и тд) - так как контроль за авиаперевозками серьезнее. Еще один нюанс – 20 долларов за килограмм компенсации полагается при международной перевозке. При внутрироссийской перевозке экспедитор может отвечать на полную стоимость товара.
Все размеры компенсаций прописаны и известны. Так, перевозчик и экспедитор за ущерб при перевозке:
- Заплатят полностью за утраченный или недостающий груз;
- Выплатят часть суммы, на которую уменьшилась его стоимость при повреждении. Или всю сумму, если груз уже не спасти;
- Всю сумму – если пропадет груз с объявлением ценности или частично – в случае если товар частично потеряют или испортят.
Кроме этого, рассчитывать можно на возврат экспедиторского вознаграждения или провозной платы пропорционально стоимости утраченного груза (если не были включены в стоимость груза). Получить деньги можно даже за упущенную выгоду, которая произошла по вине экспедитора.
Правда, при урагане, землетрясении и наводнении эти правила не работают: если экспедитор или перевозчик докажут, что груз был поврежден или утрачен по независящим от них причинам, за компенсацией клиенту останется обращаться только к силам стихии.
Пресс-служба Альянса АСЕХ