
Российский рынок эксплуатации эскалаторов и траволаторов рискует столкнуться с инфраструктурным коллапсом. С 1 сентября 2025 года формально запрещена эксплуатация всех устройств, не прошедших техническое освидетельствование по новым правилам. Проблема в том, что пройти его невозможно: государство не успело создать аккредитованную систему проверок.
Что произошло: новые правила без инфраструктуры
С 1 сентября 2024 года вступили в силу обновлённые правила эксплуатации эскалаторов, траволаторов и платформ для маломобильных граждан (кроме метро). Они обязывают владельцев ежегодно проходить техосвидетельствование, но:
-
прежняя система сертификации лабораторий отменена,
-
новая — не создана,
-
реестр аккредитованных организаций отсутствует.
Это означает, что с 1 сентября 2025 года любое оборудование без нового освидетельствования должно быть выведено из эксплуатации. Для бизнеса это означает остановку устройств в ТЦ, бизнес-центрах, поликлиниках и других объектах с высокой проходимостью.
Масштаб угрозы: более 20 тыс. единиц техники под риском
По данным Национального лифтового союза:
-
в эксплуатации находится ~12 000 эскалаторов и траволаторов,
-
около 10 000 подъемников для маломобильных граждан.
В России действует более 2000 профессиональных торговых центров, каждый из которых использует десятки единиц подобного оборудования. Значительная их часть может быть остановлена — по юридическим основаниям, а не из-за неисправности.
Бизнес без инструмента соответствия
По сути, владельцы объектов оказались в ловушке: требования вступили в силу, но инструментов их исполнения — нет. Формально эксплуатация оборудования становится незаконной, даже если оно технически исправно. Такая правовая коллизия:
-
создаёт риски остановки объектов,
-
повышает нагрузку на арендаторов,
-
увеличивает социальное напряжение,
-
подрывает доверие к регулирующим органам.
Возможные решения
Эксперты предлагают несколько мер:
-
введение переходного периода до 2027 года, с возможностью освидетельствования по старым правилам;
-
продление срока действия ранее выданных сертификатов;
-
ускоренное создание и публикация реестра аккредитованных лабораторий;
-
временное допущение к работам прежних организаций (де-факто выполнявших проверку ранее).
По мнению экспертов отрасли, ключевая ошибка — в темпах реформирования. Новые регламенты начали действовать быстрее, чем появилась инфраструктура под их исполнение. В результате бизнес оказался в зоне неопределённости, а объекты — под угрозой остановки оборудования, влияющего на доступность и безопасность.