Современный мир в последнее время быстро изменяется, в том числе это затрагивает и логистическую отрасль. Компаниям необходимо адаптироваться под новые условия рынка. В том числе это касается и автопарков логистических компаний. Александр Хандогин операционный директор СДЭК и Роман Чернышов, руководитель службы транспортной логистики рассказали об основных требованиях к автопарку в 2024 году, новшествах и перспективах развития отрасли, а также о плюсах создания собственного автопарка.
Основные требования к автопарку в 2024 году
На сегодняшний день в логистических компаниях существуют несколько видов владения автопарками: лизинг, собственный автопарк и даже подписка, когда компания вносит периодические платежи за определенный срок использования автопарка. В 2024 году логистические компании адаптируют свой автопарк к новым требованиям рынка, сфокусировавшись на нескольких ключевых аспектах:
1. Максимальная кубатура грузового объема.
Самый востребованный на перевозки автотранспорт — магистральный. За 2023 год он показал прирост по количеству заявок в 2 раза. На втором месте — среднетоннажный транспорт (от 45 до 60 куб м).
Для таких авто важна вместимость, так как зачастую груз больше объемный, нежели тяжелый. В связи с этим возникает потребность в автомобилях, которые имеют максимальную площадь пола, высота не так сильно важна. Для магистральных перевозок отдается предпочтение фурам с 16-метровыми прицепами – они показывают вместимость больше на 30% при незначительных отличиях в стоимости. Такие автомобили позволяют сократить количество рейсов и, следовательно, экономить на топливе, а значит и на ресурсах компании.
2. Уменьшение расхода топлива и стоимости обслуживания. В условиях постоянного роста цен на топливо и лизинговых ставок компании все строже подходят к бережному использованию автопарка, поэтому стремятся задействовать более экономичные модели автомобилей, а также внедрять передовые технологии мониторинга и оптимизации расхода топлива.
За прошлый год расходы на магистральные перевозки в целом по рынку выросли на 50-60%. И предпосылок к снижению нет. Поэтому все перевозчики и компании бьются за то, чтобы сохранить эти объемы на прежнем уровне и снизить риски дальнейшего роста.
3. Комфортабельность кабины. Средний пробег у фуры на магистральных машинах – 1,5 млн километров. При этом водитель может проезжать по нормам в день не более 700-800 километров. Водители практически живут в машинах, поэтому создание комфортных условий для них способствует уменьшению усталости, повышению работоспособности и безопасности на дорогах. Эти требования отражают стремление логистических компаний к оптимизации процессов перевозок, снижению расходов и обеспечению высокого уровня сервиса для клиентов.
Проблемы отрасли
1. Дефицит курьеров, кладовщиков и грузчиков вызван оттоком людей из страны, демографической ямой и сезонными отпусками, что приводит к увеличению конкуренции за персонал. Особое напряжение на рынке ощущается в сезонные пики, когда повышается не только спрос на работников, но и средний уровень зарплаты. Например, в четвертом квартале 2023 года мы столкнулись с острым всплеском спроса на курьерские услуги, что привело к набору 400 курьеров на собственных автомобилях. Заработная плата газелистов достигала 250 тысяч рублей, а в декабре — до 400 тысяч рублей.
2. Удорожание обслуживания автопарка в течение последних трех лет вызвано ростом стоимости дизельного топлива и увеличением ФОТ. Эксплуатация транспорта подорожала минимум на 50%. Причина — инфляция, растущая конкуренция за людей, которые ремонтируют машины, лизинги и кредиты. Если раньше средняя по рынку зарплата водителя была 5 рублей за километр, то сейчас — 9-10 рублей. Нормочасы на станциях техобслуживания тоже выросли в два раза.
Автопарк СДЭК и маршруты: цифры, новшества
В собственном автопарке СДЭК по всей России сейчас около 48 машин. Все это — фуры «110-ки» и около 10 Фордов, которые работают внутри города. Для управления собственным автопарком нужна сильная экспертиза: администрирование персонала, обслуживание техники, поиск запчастей и маршрутизация. Основной плюс такого решения — окупаемость, все собственные машины у нас загружены на максимально дорогих маршрутах, что позволяет достигать максимальной эффективности.
Строгого распределения автопарка по городам нет, количество необходимых автомобилей в регионе, в первую очередь, определяется по грузопотоку. Так, в СДЭК топ-3 регионов по загрузке следующие:
- Южный Федеральный округ — около 80 тысяч заявок за год. Больше всего их из Краснодара и Ростова.
- Москва и область — порядка 60 тысяч заявок в год.
- Уральский Федеральный округ с центрами в Екатеринбурге и Тюмени. В этом регионе около 40 тысяч заявок на перевозки в год.
Южный федеральный округ небольшой, но с высокой плотностью населения. Уральский регион сам по себе большой, но также захватывает северную часть: Сургут, Нижневартовск и прочие города. Москва — самый большой распределительный центр, поэтому через столицу также идут большие объемы перевозок.
При этом стоит отметить, что наличие собственного внутригородского автопарка никак не влияет на скорость доставки. Однако повышает ее рентабельность для логистической компании из-за конкуренции на рынке труда. Например, мы редко покупали легкие автомобили — Газели и Ларгусы — для доставки внутри города. Теперь же мы планируем наращивать собственный автопарк, потому что искать водителей с собственным авто на аутсорсе тяжелее: компании конкурируют буквально за каждого. Напротив, водителей без своего транспорта на рынке много, их можно привлекать к работе, предоставляя рабочую машину. Сейчас у нас есть свой автопарк для внутригородской доставки только в Самаре, Краснодаре, Москве.
Рост объема доставок внутри города можно достичь оптимизацией маршрута груза от склада до получателя. Для этого мы разрабатываем систему постройки эффективных маршрутов с помощью умных алгоритмов. Ранее полагались на личную экспертизу сотрудников, теперь стремимся к автоматизации этого процесса. Мы уже проводим пилотные запуски маршрутизатора для курьеров в Москве и планируем масштабировать проект до конца первого квартала.
Тренды и планы в логистической отрасли
1. Развитие фаст-деливери. Использование электровелосипедов и электросамокатов в доставках — новый тренд. Они обладают высокой мобильностью, экологичностью и низкой стоимостью, что делает их привлекательным средством доставки. На улицах многих крупных городов можно встретить большое количество велокурьеров, и их количество растет год к году. Сейчас мы закупаем 100 электровелосипедов для запуска фаст-деливери-доставки в Москве, в Питере и других крупных городах. Уже выбрали модель стоимостью в 53 тысячи рублей. Может быть, в будущем сконструируем собственный.
2. Переход от европейских машин к китайским. До недавнего времени в тренде были европейские машины: Scania, Volvo, Mercedes. В 2021 году «ветер сменился». Никто не понимал, какой ресурс у китайских машин: сколько они могут «ходить» без ремонтов крупных узлов, выдержат ли они наши условия, перепады температур,насколько сложно проведение планового ТО, на каком пробеге и прочее. Сегодня самые популярные машины — DONGFENG, FAW и Sitrak. По ним есть гарантийный ремонт и сервис. Полагаю, что к 2025 году доля китайского автопрома в нашем парке вырастет до 70%.
3. Развитие беспилотного транспорта. Уже есть платные трассы Питер-Москва и Москва-Казань. Я верю, что в течение 20 лет платная трасса дойдет до Владивостока, и по ней можно будет пускать и беспилотные автомобили. С уменьшением числа работающих людей технологии беспилотного транспорта могут стать ключевым направлением для оптимизации логистических процессов.