Автоперевозки в России вошли в фазу стагнации: где дно и есть ли точка восстановления?

Грузовики на трассе в России на фоне пасмурного неба — символ текущей стагнации в сегменте автоперевозок

Как пишут «Ведомости», рынок грузовых автоперевозок в 2025 году демонстрирует признаки затяжной стагнации. Выручка почти не растёт, тарифы нестабильны, а часть игроков покидает рынок. Однако есть сигналы разворота — и они напрямую связаны с логистикой.

Рост без роста: что происходит с выручкой

По оценкам логистической компании ПЭК и агентства M.A.Research, выручка автоперевозчиков по итогам 2025 года составит 2,63 трлн рублей — лишь на 1% больше, чем в 2024-м. Для сравнения: в прошлом году рынок показал 13% роста.

Причины очевидны:

  • Снижение ставок перевозчиков;

  • Слабый потребительский спрос;

  • Сокращение промышленной активности;

  • Рост доли кэптивных перевозок (самостоятельная доставка грузов собственными средствами компаний).

Дисбаланс: объёмы растут — деньги нет

В первом полугодии 2025 года выручка отрасли снизилась на 5%, несмотря на рост объёмов перевозок в физическом выражении на 3,5%. Это прямое следствие падения средних ставок на перевозки. По данным ATI.SU, они упали в 2024 году на 8% по 100 ключевым направлениям, в то время как годом ранее наблюдался рост на 28%.

Цены росли — но не у всех. Только к октябрю 2025 года рынок начал восстанавливаться: по данным ATI.SU, за три месяца средние тарифы увеличились на 16%, а в годовом выражении — на 9%.

Давление на игроков: рынок покидают до 15% перевозчиков

Стагнация ударила по малому и среднему бизнесу:

  • За полгода в 2025 году вернули 42 000 грузовиков лизинговым компаниям;

  • Объём новых сделок лизинга упал более чем в 1,6 раза;

  • Продажи седельных тягачей сократились в 3 раза по сравнению с 2024 годом.

По оценке Людмилы Симоновой (M.A.Research), до конца года с рынка может уйти до 15% перевозчиков.

Тарифы на развороте: почему ставки начнут расти

Несмотря на стагнацию в целом, рынок вступает в фазу восстановления. Главные факторы:

  • Рост стоимости лизинга, топлива и персонала;

  • Сокращение автопарка;

  • Консолидация рынка;

  • Сезонный пик перевозок в IV квартале.

Прогнозы:

  • До конца 2025 года тарифы могут вырасти ещё на 15–20%;

  • В 2026 году выручка сектора может достичь 2,73 трлн рублей (+4%);

  • FTL-сегмент может вырасти на до 15%, LTL — до 7% по тарифам.

Структурные сдвиги: роль e-commerce и восточного плеча

Даже на фоне общей стагнации есть драйверы:

  • Электронная коммерция стабильно формирует спрос на внутрироссийские доставки;

  • Перегруженность железных дорог на востоке страны приводит к перетеканию грузов в автосегмент;

  • Компании вынуждены ускорять логистику — и делают ставку на автотранспорт.

Александр Дмитриев (РАНХиГС) подчёркивает: дисбаланс спроса и предложения бьёт прежде всего по небольшим перевозчикам, неспособным выдержать рост затрат. Этот тренд сохранится до стабилизации отрасли в целом.

Что это значит для логистического бизнеса

  1. Рынок становится «рынком сильных» — выживают крупные игроки с устойчивым автопарком, оптимизированными маршрутами и доступом к мультиканальным клиентам.

  2. Ставки будут расти — как отражение роста издержек и снижения конкуренции.

  3. Долгосрочная перспектива — консолидация и технологизация: цифровые платформы, автоматизация управления автопарком, интеграция с e-commerce.

Вывод

2025-й — не кризисный, но переходный год для автоперевозок. Стагнация по выручке — это результат структурных изменений, перераспределения потоков и экономического давления. Тем не менее, рынок подаёт сигналы восстановления: тарифы идут вверх, а логистическая инфраструктура адаптируется под новые реалии.

Кто окажется готов к новому циклу — будет определять правила в 2026 году.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости