
Как пишут «Ведомости», рынок грузовых автоперевозок в 2025 году демонстрирует признаки затяжной стагнации. Выручка почти не растёт, тарифы нестабильны, а часть игроков покидает рынок. Однако есть сигналы разворота — и они напрямую связаны с логистикой.
Рост без роста: что происходит с выручкой
По оценкам логистической компании ПЭК и агентства M.A.Research, выручка автоперевозчиков по итогам 2025 года составит 2,63 трлн рублей — лишь на 1% больше, чем в 2024-м. Для сравнения: в прошлом году рынок показал 13% роста.
Причины очевидны:
-
Снижение ставок перевозчиков;
-
Слабый потребительский спрос;
-
Сокращение промышленной активности;
-
Рост доли кэптивных перевозок (самостоятельная доставка грузов собственными средствами компаний).
Дисбаланс: объёмы растут — деньги нет
В первом полугодии 2025 года выручка отрасли снизилась на 5%, несмотря на рост объёмов перевозок в физическом выражении на 3,5%. Это прямое следствие падения средних ставок на перевозки. По данным ATI.SU, они упали в 2024 году на 8% по 100 ключевым направлениям, в то время как годом ранее наблюдался рост на 28%.
Цены росли — но не у всех. Только к октябрю 2025 года рынок начал восстанавливаться: по данным ATI.SU, за три месяца средние тарифы увеличились на 16%, а в годовом выражении — на 9%.
Давление на игроков: рынок покидают до 15% перевозчиков
Стагнация ударила по малому и среднему бизнесу:
-
За полгода в 2025 году вернули 42 000 грузовиков лизинговым компаниям;
-
Объём новых сделок лизинга упал более чем в 1,6 раза;
-
Продажи седельных тягачей сократились в 3 раза по сравнению с 2024 годом.
По оценке Людмилы Симоновой (M.A.Research), до конца года с рынка может уйти до 15% перевозчиков.
Тарифы на развороте: почему ставки начнут расти
Несмотря на стагнацию в целом, рынок вступает в фазу восстановления. Главные факторы:
-
Рост стоимости лизинга, топлива и персонала;
-
Сокращение автопарка;
-
Консолидация рынка;
-
Сезонный пик перевозок в IV квартале.
Прогнозы:
-
До конца 2025 года тарифы могут вырасти ещё на 15–20%;
-
В 2026 году выручка сектора может достичь 2,73 трлн рублей (+4%);
-
FTL-сегмент может вырасти на до 15%, LTL — до 7% по тарифам.
Структурные сдвиги: роль e-commerce и восточного плеча
Даже на фоне общей стагнации есть драйверы:
-
Электронная коммерция стабильно формирует спрос на внутрироссийские доставки;
-
Перегруженность железных дорог на востоке страны приводит к перетеканию грузов в автосегмент;
-
Компании вынуждены ускорять логистику — и делают ставку на автотранспорт.
Александр Дмитриев (РАНХиГС) подчёркивает: дисбаланс спроса и предложения бьёт прежде всего по небольшим перевозчикам, неспособным выдержать рост затрат. Этот тренд сохранится до стабилизации отрасли в целом.
Что это значит для логистического бизнеса
-
Рынок становится «рынком сильных» — выживают крупные игроки с устойчивым автопарком, оптимизированными маршрутами и доступом к мультиканальным клиентам.
-
Ставки будут расти — как отражение роста издержек и снижения конкуренции.
-
Долгосрочная перспектива — консолидация и технологизация: цифровые платформы, автоматизация управления автопарком, интеграция с e-commerce.
Вывод
2025-й — не кризисный, но переходный год для автоперевозок. Стагнация по выручке — это результат структурных изменений, перераспределения потоков и экономического давления. Тем не менее, рынок подаёт сигналы восстановления: тарифы идут вверх, а логистическая инфраструктура адаптируется под новые реалии.
Кто окажется готов к новому циклу — будет определять правила в 2026 году.