Локализация такси: как новый закон может изменить рынок и повлиять на логистику пассажироперевозок

Такси и автомобили у вокзала в Москве на фоне городских зданий и небоскрёбов в пасмурную погоду

Закон о локализации автомобилей такси, принятый в мае 2025 года, вступит в силу 1 марта 2026 года. Однако, как сообщают «Ведомости», общественные организации, профсоюзы и бизнес-объединения просят пересмотреть сроки и условия его внедрения. Причины — риски массового ухода самозанятых водителей с рынка, обвал доступности сервиса и непрозрачность ряда процедур.

Суть закона: локализация — через баллы и СПИКи

Закон № 580-ФЗ ограничивает допуск к легальному рынку такси автомобилей, которые не соответствуют критериям локализации производства:

  • С 1 марта 2026 года авто можно включить в реестр такси, если модель набирает не менее 3200 баллов по системе оценки локализации;

  • Либо — если автомобиль производится в рамках СПИК (специального инвестконтракта), заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года;

  • С 1 января 2033 года допуск будет возможен только по балльной системе, без исключений.

Это значит, что для работы в такси можно будет использовать только модели с высоким уровнем локализации — преимущественно от брендов «АвтоВАЗ», УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah, «Москвич» и др.

Почему закон критикуют

Организации отрасли отмечают несколько ключевых рисков:

1. Массовый выход самозанятых с рынка

  • В стране зарегистрировано более 800 000 самозанятых водителей, но официальное разрешение на работу имеют только 188 407 (ФГИС «Такси», октябрь 2025).

  • До 90% частично занятых водителей могут уйти с рынка без отсрочек и корректировок (по оценке профсоюза «Новый труд»).

2. Рост стоимости поездок

  • Уход большого числа водителей приведет к дефициту предложения.

  • В некоторых регионах тарифы могут вырасти на 25–50%, что ударит по доступности сервиса для населения.

3. Проблемы с перерегистрацией автомобилей

  • Закон не позволяет повторно включать в реестр такси машины после смены собственника — даже при завершении аренды или выкупа из лизинга.

  • Это может привести к выводу из правового поля до 217 000 автомобилей, по оценке Общественного совета по развитию такси.

Предлагаемые меры корректировки

Общественные организации направили обращения президенту и в правительство с просьбами:

  • Отсрочить применение закона для самозанятых до 1 марта 2031 года (Общественный совет) или хотя бы до 1 марта 2028 года (профсоюз «Новый труд»);

  • Освободить от действия закона водителей из регионов ДФО, СФО, Крайнего Севера — либо предоставить субсидии при добровольном переходе на локализованные авто;

  • Разрешить повторную регистрацию автомобилей при смене собственника, если ранее они уже были в реестре;

  • Внедрить меры господдержки — продление льготного лизинга, субсидии на покупку отечественных машин, налоговые преференции.

Влияние на логистику пассажироперевозок

Закон в текущей редакции способен существенно изменить цепочки поставок и модель формирования парка такси:

  • Снижение парка такси приведет к ухудшению доступности сервиса — особенно в регионах с низкой локализацией автодилеров;

  • Изменение структуры спроса — рост спроса на модели, входящие в список Минпромторга, может вызвать логистические узкие места;

  • Фокус на российский автопром — поставки будут переориентированы с иностранных брендов на локальных производителей;

  • Адаптация лизинговых и таксопарков — игрокам потребуется выстраивать новые логистические процессы, включая закупки, замену и перерегистрацию ТС.

Что дальше

Правоприменительная практика к марту 2026 года покажет, насколько закон готов к реальности рынка:

  • Без доработки может случиться всплеск нелегальной занятости;

  • Часть водителей уйдет в «серую зону», рискуя безопасностью и налоговой прозрачностью;

  • Угроза «эпохи бомбил» становится не фигуральной, а вполне практической, предупреждают эксперты.

Вывод

Закон о локализации такси отражает важную цель — поддержку отечественного автопрома. Но его реализация требует гибкого, поэтапного подхода с учетом региональной и социальной специфики. Иначе риски для логистики, занятости и качества сервиса могут перевесить пользу.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости