
Через два года после вступления в силу закона № 580-ФЗ о такси рынок продолжает буксовать в реализации его требований. Как сообщает «Коммерсантъ», отрасль настаивает на создании специализированного надзорного органа и пересмотре правовых норм. Главный вызов — грядущая локализация автопарка.
Диагноз отрасли: неритмичное регулирование и неравномерное исполнение
Таксомоторный рынок России сталкивается с системными трудностями — несмотря на наличие федерального закона, механизм его исполнения в регионах остается разрозненным.
Среди ключевых проблем:
-
Отсутствие единого уполномоченного органа, курирующего всю сферу такси.
-
Перегрузка региональных ведомств, где такси курируют 1–2 сотрудника на субъект РФ.
-
Отсутствие ответственности за ряд нарушений — из-за неурегулированности КоАП.
«Размытая ответственность тормозит принятие решений», — отмечают в сервисе «Максим».
Что предлагают участники рынка
Согласно письму Международного евразийского форума такси (МЕФТ) от 1 октября 2025 года в адрес правительства, предлагается:
-
Создать отдельное подразделение, курирующее деятельность такси на федеральном уровне.
-
Внедрить типовую региональную информационную систему, унифицирующую учет и контроль.
-
Обновить КоАП — с четкими санкциями за ключевые виды нарушений закона о такси.
Инициаторы подчеркивают: без этих шагов реализация закона № 580-ФЗ невозможна «в полевых условиях».
Закон 580-ФЗ: разрыв между нормами и реальностью
Закон о такси вступил в силу два года назад, но:
-
В большинстве регионов не создана инфраструктура для исполнения требований.
-
Отсутствуют методические рекомендации от Минтранса, как подстроить региональные нормы под федеральный закон.
-
За последний год внесено более 30 законодательных поправок, что создает нормативную турбулентность.
«Рынок не успевает адаптироваться», — констатирует Ирина Зарипова, Общественный совет по развитию такси.
Одна отрасль — два разных сегмента
Участники рынка подчеркивают, что необходимо дифференцировать регулирование:
-
Профессиональные таксопарки — компании с инфраструктурой, лицензиями, операторами.
-
Частные водители и самозанятые — физлица, работающие через агрегаторы (райдхейлинг).
Сейчас обе категории попадают под одинаковые правила, что ставит самозанятых в заведомо невыгодные условия, считают в Объединении самозанятых России.
«Райдхейлинг требует отдельного правового поля», — считает Иван Литвинов, глава объединения.
Проблемы правоприменения
Хотя формально ответственность за нарушения заложена в Гражданский кодекс и ПДД, в законе 580-ФЗ не прописаны конкретные санкции:
-
Нет прямого наказания за деятельность без разрешения.
-
Не определены санкции за отказ от интеграции с ИС или нарушение отчетности.
«Вводить жесткие санкции за невыполнимые требования — контрпродуктивно», — отмечает представитель «Максим».
Новый вызов: локализация автопарка
Самым масштабным вызовом участники рынка называют готовящийся закон о локализации автомобилей для такси. В первой версии перечня, опубликованной Минпромторгом, всего 20 моделей от шести брендов.
Если требования локализации вступят в силу без корректировки списка:
-
Начнется отток водителей, не способных сменить машину.
-
Резко снизится доступность такси в регионах.
-
Удар получит экономика агрегаторов и таксопарков, работающих на массовых моделях.
«В список должны войти все автомобили, собираемые в РФ», — подчеркивает Ирина Зарипова.
Таксомоторная отрасль требует структурной перезагрузки регулирования. Закон 580-ФЗ задумывался как инструмент упорядочивания, но на практике превратился в набор малоприменимых требований, размытых полномочий и постоянных поправок.
Без создания специализированного федерального органа, обновления КоАП и выверенного подхода к локализации автопарка, рынок будет продолжать стагнировать, а качество услуг — снижаться.