Такси в поиске баланса: отрасль требует отдельного регулятора и корректировки закона

Такси

Через два года после вступления в силу закона № 580-ФЗ о такси рынок продолжает буксовать в реализации его требований. Как сообщает «Коммерсантъ», отрасль настаивает на создании специализированного надзорного органа и пересмотре правовых норм. Главный вызов — грядущая локализация автопарка.

Диагноз отрасли: неритмичное регулирование и неравномерное исполнение

Таксомоторный рынок России сталкивается с системными трудностями — несмотря на наличие федерального закона, механизм его исполнения в регионах остается разрозненным.

Среди ключевых проблем:

  • Отсутствие единого уполномоченного органа, курирующего всю сферу такси.

  • Перегрузка региональных ведомств, где такси курируют 1–2 сотрудника на субъект РФ.

  • Отсутствие ответственности за ряд нарушений — из-за неурегулированности КоАП.

«Размытая ответственность тормозит принятие решений», — отмечают в сервисе «Максим».

Что предлагают участники рынка

Согласно письму Международного евразийского форума такси (МЕФТ) от 1 октября 2025 года в адрес правительства, предлагается:

  1. Создать отдельное подразделение, курирующее деятельность такси на федеральном уровне.

  2. Внедрить типовую региональную информационную систему, унифицирующую учет и контроль.

  3. Обновить КоАП — с четкими санкциями за ключевые виды нарушений закона о такси.

Инициаторы подчеркивают: без этих шагов реализация закона № 580-ФЗ невозможна «в полевых условиях».

Закон 580-ФЗ: разрыв между нормами и реальностью

Закон о такси вступил в силу два года назад, но:

  • В большинстве регионов не создана инфраструктура для исполнения требований.

  • Отсутствуют методические рекомендации от Минтранса, как подстроить региональные нормы под федеральный закон.

  • За последний год внесено более 30 законодательных поправок, что создает нормативную турбулентность.

«Рынок не успевает адаптироваться», — констатирует Ирина Зарипова, Общественный совет по развитию такси.

Одна отрасль — два разных сегмента

Участники рынка подчеркивают, что необходимо дифференцировать регулирование:

  • Профессиональные таксопарки — компании с инфраструктурой, лицензиями, операторами.

  • Частные водители и самозанятые — физлица, работающие через агрегаторы (райдхейлинг).

Сейчас обе категории попадают под одинаковые правила, что ставит самозанятых в заведомо невыгодные условия, считают в Объединении самозанятых России.

«Райдхейлинг требует отдельного правового поля», — считает Иван Литвинов, глава объединения.

Проблемы правоприменения

Хотя формально ответственность за нарушения заложена в Гражданский кодекс и ПДД, в законе 580-ФЗ не прописаны конкретные санкции:

  • Нет прямого наказания за деятельность без разрешения.

  • Не определены санкции за отказ от интеграции с ИС или нарушение отчетности.

«Вводить жесткие санкции за невыполнимые требования — контрпродуктивно», — отмечает представитель «Максим».

Новый вызов: локализация автопарка

Самым масштабным вызовом участники рынка называют готовящийся закон о локализации автомобилей для такси. В первой версии перечня, опубликованной Минпромторгом, всего 20 моделей от шести брендов.

Если требования локализации вступят в силу без корректировки списка:

  • Начнется отток водителей, не способных сменить машину.

  • Резко снизится доступность такси в регионах.

  • Удар получит экономика агрегаторов и таксопарков, работающих на массовых моделях.

«В список должны войти все автомобили, собираемые в РФ», — подчеркивает Ирина Зарипова.

Таксомоторная отрасль требует структурной перезагрузки регулирования. Закон 580-ФЗ задумывался как инструмент упорядочивания, но на практике превратился в набор малоприменимых требований, размытых полномочий и постоянных поправок.

Без создания специализированного федерального органа, обновления КоАП и выверенного подхода к локализации автопарка, рынок будет продолжать стагнировать, а качество услуг — снижаться.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости