
За последние пять лет доля международных арендаторов на ключевых торговых улицах Москвы сократилась вдвое — с 17% в 2019 году до 9% в 2024 году. К такому выводу пришли эксперты IBC Real Estate, проанализировав 12 центральных улиц, включая Тверскую, Кузнецкий мост, Новый Арбат и другие.
Структура арендаторов на ключевых торговых улицах Москвы в 2019 и 2024 гг.

Источник: IBC Real Estate
Основные изменения:
1. Уход международных брендов
Из центральных торговых коридоров Москвы ушли известные люксовые марки, такие как Cartier, Vacheron Constantin и Roger Dubuis, а также крупные ритейлеры спортивной одежды (Adidas, Nike) и массмаркета (H&M, Zara).
2. Новые игроки
На освободившихся площадях появляются развивающиеся российские и новые международные бренды:
- На месте Zara теперь располагается MAAG.
- Бывший магазин H&M на Тверской занял российский бренд Gloria Jeans.
- Помещения Adidas на Кузнецком мосту перешли к Lamoda Sport, а бутик люксовых часов TAG Heuer заменил Sunlight.
3. Изменения в сегменте общественного питания
Ряд международных кафе сменили владельцев и названия:
- Krispy Kreme стал Krunchy Dream.
- Starbucks трансформировался в Stars Coffee.
Оставшиеся бренды
На ключевых улицах Москвы всё ещё работают 82 международных бренда, включая Max Mara, Tezenis, Falconeri и Canali. Однако 17% этих площадок приостановили работу и закрыты для покупателей — среди них Chanel, Louis Vuitton, Gucci и Hermès.
Вакантность торговых площадей
- Уровень вакантных помещений на центральных улицах в 2024 году составил 8%, что ниже уровня 2023 года на 5 п.п. и 2019 года на 1 п.п.
- Активное заполнение площадей с 2022 года связано с выходом на рынок новых игроков, 72% из которых — российские бренды.
Трансформация рынка
Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate, отмечает:
«Уход международных брендов открыл новые возможности для российских ритейлеров, которые активно конкурируют и создают уникальные концепты. Новые магазины выделяются архитектурными решениями, креативным наполнением и многофункциональными пространствами, что формирует совершенно иной клиентский опыт.»
Количество торговых блоков, занятых международными арендаторами на улицах Москвы, в 2019 и 2024 гг.

Источник: IBC Real Estate
Центральные улицы Москвы претерпели значительную трансформацию, отражающую изменения в структуре рынка. Уход международных брендов дал толчок развитию отечественного ритейла, который активно формирует новые форматы и стремится к укреплению потребительской лояльности.