Очередная онлайн-встреча о трансформации бизнеса в условиях коронавируса в сообществе Forum.Digital была посвящена трансформации маркетинговых агентств. Как остаться на плаву и что будет дальше, обсуждали гендиректор TexTerra Денис Савельев, основатель D2Marketing Solutions Дмитрий Дудинский и креативный директор DPG Russia Роман Боков.
По мнению генерального директора агентства TexTerra Дениса Савельева, рынок — по крайней мере, в части клиентов его компании — сейчас находится в хаотичном движении, которое пока не позволяет построить прогнозы на финансовый результат по итогам года.
— В конце марта часть клиентов встала на паузу, это те, которые занимаются импортом, или из фитнес-индустрии, рестораторы, турагентства, ивент. Я это связываю не столько с началом коронаэпидемии, сколько с экономическими явлениями — падением курса рубля, например. А потом начался шквал запросов на интернет-маркетинг — это все, по большей части, бизнесы, которые не выходили в интернет, но теперь стали рассматривать интернет-маркетинг как последнюю возможность остаться на плаву. Кстати, среди них есть и клиенты, которые сейчас наоборот растут — логистика, продуктовые сети, доставка и другие, — говорит Савельев.
Но пока Савельев оптимистичен, считая, что его маркетинговая компания не будет в убытках. Основатель и генеральный директор агентства D2Marketing Solutions Дмитрий Дудинский говорит о более существенных потерях: они произошли в event-сегменте.
— 80% бизнеса мы потеряли, причем еще на второй неделе марта, когда все офлайновые события были запрещены. 20% — это услуги в области PR, и в этой части мы загружены по полной. Но прибыль от этих проектов покрывает лишь половину расходов на содержание бизнеса. Поэтому в целом наша индустрия будет очень тяжело восстанавливаться: ведь чтобы сделать оффлайновое мероприятие, которые приносят нам большую часть выручки, нужно от одного до трех месяцев подготовки. И когда всем скажут, что теперь можно делать мероприятия, карантин закончился, то деньги в этой истории появятся, получается, через 2-3 месяца, — сказал Дудинский.
В целом компании срезали свои маркетинговые активности достаточно быстро, говорит управляющий партнер агентства Departament Павел Недостоев. Причем причина не только в сокращении бюджетов, но и в этической составляющей.
— Можно было бы сейчас поиграть в ситуативный маркетинг, но многие компании говорят, что не хотят пир во время чумы. Поэтому, если говорить про формы, то остались какие-то точечные истории, связанные с благотворительностью, поддержкой сотрудников, медиков. Когда все активности возобновятся, я думаю, это будет объём рынка на уровне 2008 года примерно. Те компании, сегменты которых просто замедлят рост, сохранят маркетинговые бюджеты: это IT-компании, а также, возможно, связанные с образованием, с медициной. А многие сегменты просто обвалятся: авторынок, производство и потребление люкса, — предполагает Недостоев.
Кризис заставляет руководителей компаний смотреть на маркетинг в том числе как на инструмент спасения бизнеса: это выражается в сжатых сроках запуска кампаний, которые ставят заказчики перед агентствами, говорит креативный директор DPG Russia Роман Боков.
— Если раньше для подготовки идеи была неделя-две, то теперь звонят: «ребята, давайте завтра». И, конечно, многие перекинули бюджеты на социальные проекты. Есть два вида помощи: первый – это наши клиенты помогают медикам, волонтерам (например, автомобильные бренды дают автомобили, делают какие-то социальные акции, промокоды в такси покупают медикам и так далее). Второй вид — различные акции и предложения для сидящих на самоизоляции людей. То есть, пытаются те самые деньги, которые были заложены на офлайн-мероприятия, ивенты, перенаправить в digital, — рассказывает Боков.
Спикеры обсудили и перемены в сознании и поведении потребителей, которые дадут о себе знать в будущем. По мнению Павла Недостоева, привычки людей после карантина уже будут другими: если раньше было сложно договориться с клиентом провести встречу по видео без посещения офиса, то теперь формат видеосвязи стал более привычным, что позволит повысить эффективность работы. Роман Боков предположил, что event-компании будут усиливать digital-составляющую в своей работе.