Отсутствие парковочных мест – большая боль автомобилистов мегаполисов, и, казалось бы, отсутствие большого собственного паркинга может стать препятствием при выборе арендатором бизнеса-центра, однако аналитики брокерской компании Bright Rich | CORFAC International говорят, что на бизнес-центры с удачных локацией или другими преимуществами спрос остается стабильно высоким даже несмотря на отсутствие паркинга или его малый размер. Заполняемость таких БЦ может быть соотносимой с бизнес-центрами с огромными парковками.
По статистике, менее всего парковками обеспечены бизнес-центры Центрального, Василеостровского и Петроградского районов Петербурга. Здесь соотношение парковочных мест к арендопригодной площади объекта варьируется от 1 места на каждые 120 «квадратов» до 1 места на каждые 280 «квадратов». В Адмиралтейском, Выборгском и Фрунзенском районах ситуация не такая печальная: парковочный коэффициент – от 1/80 до 1/130. Чем дальше от центра, тем в этом смысле комфортнее. В Калининском, Красногвардейском, Невском, Фрунзенском, Московском и Кировском районах бизнес-центры предлагают от одного машиноместа на каждые 40 кв. м до одного места на 120 «квадратов». Лидирует по количеству машиномест Фрунзенский район.
Однако нельзя сказать, что наличие парковки оказывает существенное влияние на ставку. Средняя ставка аренды в этом же Фрунзенском районе составляет 1010 руб./кв. м для класса В и 1068 руб./кв. м для класса В+. Вакантных площадей класса А в локации нет. Для сравнения: средняя ставка в бизнес-центрах класса В и В+ Центрального района – 1532 руб./кв. м и 1258 руб./кв. м соответственно.
Вакансия во Фрунзенском и Калининском районах – самая низкая вакансия по городу – около 1%, при этом в Центральном районе, на Ваське и Петроградке доля свободных площадей варьируется от 2% до 8%, однако это связано не с обеспеченностью машиноместами, а с общей площадью офисной недвижимости «в наличии».
Эксперты говорят, что факторами, на которые реально обращают внимание арендаторы, являются локация и арендная ставка. Центральный район, несмотря на большие проблемы с парковкой, пользуется гораздо большей популярностью, чем Фрунзенский и Калининский, особенно среди компаний, которым важна престижность расположения офиса. Это частая история в IT, юридическом, консалтинговом, строительном сегментах бизнеса.
Что касается парковочной инфраструктуры, то, выбирая бизнес-центр, арендатор, как правило, просит обеспечить одно-два парковочных места для, условно, генерального директора. Здесь необходимо отметить, что в связи с этим важным становится близость метро, чтобы обеспечить удобство сотрудникам компании.