Чтобы отстоять статус межрегионального логистического центра, столица Урала должна ускорить развитие, считают эксперты.
Екатеринбург ближе других городов Урала подошел к возможности именовать себя межрегиональным логистическим центром. Однако лидерство это он может потерять. Федеральные арендаторы все чаще обращают внимание на другие города УрФО. Руководитель екатеринбургского отделения компании «Логопарк» Виталий Хиль отмечает, что причиной ухода клиентов в соседние регионы является нехватка предложения складов классов А и В+ в Екатеринбурге. При поиске складских помещений для хранения транзитных грузов большинство компаний первоначально ищут склады в Екатеринбурге. Но при ограниченном количестве складских помещений часть арендаторов уходит в соседние мегаполисы УрФО, в частности, в Челябинск.
Сейчас у столицы Урала три потенциальных конкурента: Курган, Пермь и Челябинск. По мнению генерального директора ГК «Оборонснабсбыт» (контейнерный терминал C.I.T.) Игоря Суханова, столица Южного Урала – наиболее близкий конкурент Екатеринбурга. В Челябинске реализуется проект создания транспортно-логистический комплекс «Южноуральский». Открытие первой очереди уже назначено на второй квартал 2015 года.
«У проекта «Южноуральский» идеология такая: вывозить товары из северной и северо-западной частей Китая через погранпереходы Казахстана. А это меньше половины потока товаров, идущих из Южной Азии. При этом, в Челябинске нет Транссиба, так что вывозить грузы они смогут только по перегруженной автомагистрали М5, выход на которую им еще предстоит построить. Опять же, ломать логистические схемы сложно, а в Екатеринбурге они уже отлажены. А если город увеличит количество складских площадей в два раза, то Челябинску будет очень сложно что-то у нас отобрать», - отмечает Игорь Суханов.
По его словам, у Екатеринбурга пока есть несколько очевидных преимуществ: это наличие уже сложившейся транспортно-логистической инфраструктуры, а также нескольких федеральных трасс. Если столица Урала будет наращивать объемы складской недвижимости, то сможет остаться в лидерах. Сейчас же Екатеринбургу уже буквально «наступают на пятки» соседние мегаполисы, констатируют представители власти. «В сфере логистики и складской недвижимости мы с соседними городами скорее конкуренты, нежели партнеры. В сегменте логистики и складов мы отстаем по темпам развития, особенно от Челябинска. Думаю, что южноуральский сосед может нас опередить, если мы не предпримем усилия», - считает глава комитета по товарному рынку Екатеринбурга Елена Чернышева.
По данным Уральской палаты недвижимости, дефицит качественных складских объектов в Екатеринбурге оценивается примерно в 1 миллион м2. В сегменте качественных складах классов А и В+ заполняемость в среднем составляет около 99%, в складах класса В - 97-98%. По словам Елены Чернышевой, в 2013 и 2014 годах планировалось вводить примерно по 80 тыс. м2 складских помещений. Но в этом году даже эта цифра не будет достигнута: «планируется ввести всего 50-60 тыс. м2 складских помещений, что не покроет потребность», - отмечает Виталий Хиль. Впрочем, по его словам, через 2-3 года предложение, в любом случае, догонит спрос, но тогда на коне окажется тот дивелопер, который начнет строительство уже сейчас.
По мнению экспертов, в юго-восточной части Екатеринбурга уже заложена основа для создания в короткие сроки межрегионального транспортно-логистического хаба. В районе Кольцовского транспортно-логистического узла уже действуют несколько крупных складских операторов и логистических компаний, имеется развитая транспортно-логистическая инфраструктура (аэропорт Кольцово, железнодорожная станция Кольцово и пять федеральных автотрасс).
Впрочем, Екатеринбург и Челябинск вовсе не обязательно делить пирог, они могут объединить усилия в развитии логистики на Урале. Так, глава Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис считает, что через УрФО проходят несколько транспортных потоков, и городам вовсе не обязательно отбирать хлеб друг у друга. Так, грузам из Казахстана ближе пойти в Челябинск. Для Екатеринбурга же рациональным является доставка груза по суше от западных границ до Красноярска-Иркутска. Вместе Екатеринбург и Челябинск могут создать единую транспортно-логистическую систему в УрФО.