Онлайн-торговля продолжит укреплять свои позиции как одного из ключевых заказчиков складской недвижимости, уверены эксперты.
Вячеслав Зелепуга, коммерческий директор ГК A Plus Development,отметил, что e-commerce становится одним из драйверов развития данного сегмента рынка, а тренд на рост доли сделок по аренде и покупке складских площадей, где заказчиками будут выступать онлайн-ритейлеры, сохранится в нынешнем году.
По оценкам консультантов, в 2017 году именно онлайн-ритейлеры стали лидерами спроса в сегменте, сформировав около 26% от общего объема сделок в Московском регионе. Столь высокий показатель стал возможен благодаря двум крупным контрактам, один из которых, подписанный между онлайн-ритейлером Wildberries и ГК A Plus Development на строительство в Подмосковье распределительного центра площадью в 145 000 кв. м, стал рекордным за всю историю российского рынка недвижимости.
Как следствие усиливается степень влияния онлайн-торговли на развитие складского сегмента в целом. Она стимулирует развитие рынка в сторону доминирования проектов формата built-to-suit, так как стандартные объекты класса А онлайн-ритейлерам не подходят. Для эффективной работы им необходимы складские комплексы с большей рабочей высотой, увеличением шага колонн и повышенными показателями нагрузки на полы.
Однако говорить о том, что по объему сделок на складском рынке e-commerce может поспорить с классическим ритейлом, традиционным лидером по этому показателю, пока рано. Если оценивать весь объем рынка, то доля онлайн-торговли пока не такая большая, порядка 10-15%. При этом темпы роста сферы весьма внушительны и составляют порядка 25-30% в год.