Service Response Logistics: новая модель сервисной логистики

Как и сто тысяч лет назад, в конкуренции побеждает наиболее приспособленный. Российский рынок логистических услуг не стал исключением.

Среднерыночные показатели говорят об одном –  российский рынок складской недвижимости достиг насыщения. Наращивание мощностей – строительство дополнительных складов - перестало быть прибыльным: увеличение площадей только увеличивает косвенные затраты из-за неиспользуемого складского пространства. По данным за 2016 год, суммарно по России вакантно 8% всех складских площадей (в 2015 году этот показатель не превышал 4%)*.

Соответственно сокращаются темпы строительства новых складов – по сравнению с приростом на 1 500 и 1 300 тыс. м2 в 2015-2016 гг., в 2017 году прогнозируется ввод в эксплуатацию всего 400 тыс. м2 складских площадей*. При этом подавляющее большинство новых объектов (83% в 2016 г.) построены по технологии build-to-suit.

Средняя годовая арендная ставка на складскую недвижимость класса А в 2016 году незначительно выросла на фоне 2015 года, не превысив уровень инфляции. Стоимость продажи одного квадратного метра в этом же сегменте за аналогичный период сократилась на 10-25%*.

Вместе с тем продолжается рост спроса на небольшие складские площади в рамках концепции индивидуального хранения (self-storage).

В сложившейся ситуации налицо необходимость перехода к новым моделям планирования логистических систем, предоставления складских услуг, которые позволяют использовать складское пространство максимально эффективно.

Наиболее перспективным в этом отношении представляется переход от логистики цепи поставок к сервисной логистике (Service Response Logistics), который сопровождается присоединением компании к глобальной логистической сети (logistic grid). В западных логистических изданиях для этого понятия все чаще используются термины uberization (Uber - международный сервис такси) и public warehousing - агрегация ресурсов и организация публичных складов.

Согласно концепции Service Response Logistics для компаний открываются новые возможности для сокращения затрат на складскую логистику и оптимизации цепи поставок за счет расширения логистической системы – появления новых узлов и ресурсов за счет подключения к глобальной сети новых участников.

Ядром в архитектуре логистических сетей в таком случае выступает платформа, подобная Uber (uber-like), осуществляющая централизованное управление взаимодействием существующих участников сети и планированием их работы в рамках единого информационного пространства. От новых участников логистической сети присоединение к логистической сети, в свою очередь, требует высокого уровня автоматизации и наличия системы управления складом (WMS), удовлетворяющей следующим требованиям:

  • предоставление данных о состоянии запаса в режиме реального времени;
  • оптимизация размещения на складе;
  • возможность раздельного учета товарных запасов по грузовладельцам;
  • возможность одновременной обработки большого количества заказов;
  • гибкость настройки, масштабирования и интеграции WMS;
  • параметрируемость WMS-системы.

Актуальность данных о текущем состоянии запасов на складе участника логистической является необходимым условием при создании модели сервисной логистики. По этой причине наиболее строгие требования при включении нового узла в логистическую сеть предъявляются как раз к интерфейсной функциональности исполнительной системы – системы управления складом.

Большинство разработчиков систем управления складом учитывают глобальные тренды, выходящие за пределы автоматизации складских процессов. Например, компания Manhattan Associates уделяет особое внимание исследованиям и разработке. Таким образом современные WMS-решения позволяют не просто автоматизировать складские процессы, но и удовлетворяют современным требованиям к механизации складов (МНЕ), созданию новых моделей логистических сетей (Response Service Logistics). Абсолютно любая WMS-система также будет решать задачи по оптимизации работы склада на оперативном уровне, что приведет к повышению эффективности использования складских площадей, складского персонала и техники. Но только внедрение полнофункциональной, гибкой, параметрируемой WMS –системы можно назвать первым шагом на пути к сервисной логистике.

Автор: Ярослав Ришко, консультант департамента «Логистика», ГК «КОРУС Консалтинг»

*По данным Colliers International, Годовой отчет Складская недвижимость, Россия, 2015-2016 гг.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости