В работе форума приняло участие более 250 делегатов, в том числе представители Министерства транспорта РФ, крупнейших отраслевых ассоциаций, ведущих компаний автомобильной грузовой и дорожной отраслей.
Инициатором мероприятия выступил Межотраслевой экспертный совет по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) при поддержке Министерства транспорта. МОЭС был создан в Москве по инициативе участников и экспертов отрасли и призван сконцентрировать усилия ведущих профессионалов в области транспорта и логистики с целью консолидации и цивилизованного развития рынка, разработки и реализации инновационных решений. В состав МОЭС вошли представители руководства крупнейших профильных ассоциаций (АСМАП, РАС), ведущие сотрудники специализированных научных институтов — НИИАТ и МАДИ, а также руководители автотранспортных и логистических предприятий («Деловые линии», «Нева-Трейлер», «Совтрансавто», «РустаЛогистик», «Адженс», Логистический парк «Янино» и др.).
Открывая конференцию, заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул сказал: «По итогам первого полугодия грузовой автомобильный транспорт продемонстрировал рост на 2,1%. За последние годы значительно изменилась географическая направленность и характер автомобильных грузоперевозок: сократился объем импорта из Европы после введения антироссийских санкций и контрсанкций, а грузовые потоки переориентировались на азиатские рынки. Кроме того, резко вырос объем экспортных грузопотоков почти по всем направлениям, что дало возможность выровнять баланс в международных автоперевозках». Также замминистра отметил, что на данном этапе преждевременно делать прогноз развития этого сегмента по итогам года, однако ожидается, что положительная динамика развития автомобильных грузоперевозок сохранится.
В стране заработал механизм учета мнения сообщества грузоперевозчиков при формировании программы дорожных работ и определения приоритетных объектов, отметил заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, выступая на открытии конференции. Также с учетом мнения и требований междугородных грузоперевозчиков на федеральных трассах реализуется Концепция развития объектов дорожного сервиса, которая предполагает появление более 890 новых объектов, среди которых АЗС, станции технического обслуживания, отели.
В ходе выступлений и активных дискуссий участники конференции подчеркнули острую необходимость реформирования отрасли. Достижению этой цели могут способствовать внедрение эффективно работающей общегосударственной системы автоматического весогабаритного контроля, появление электронной транспортной накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов, введение системы аттестации перевозчиков и контроля их операционной деятельности, создание комплексной системы страхования ответственности перевозчиков, грузоотправителей и владельцев грузов.
Кроме того, выступавшие на конференции отметили, что для более интенсивного развития рынку сегодня необходимы объективные и детальные данные, которые откроют возможности для повышения эффективности национальной экономики, территориального развития, создания транспортных коридоров в Евразии. Использование этих данных будет способствовать цифровизации целого сегмента российской экономики. Часть этих данных уже сейчас аккумулируется в государственной системе «Платон».
«Данные, собранные через систему «Платон», могут быть использованы для анализа работы отрасли грузовых автомобильных перевозок как в интересах государства, так и в интересах бизнеса», – сообщила Елена Игнатенкова, коммерческий директор РТИТС, компании – оператора системы «Платон», выступая на конференции.
По результатам анализа данных, полученных от системы, РТИТС идентифицирует, какие запросы и потребности в дополнительных информационных сервисах есть на данный момент у перевозчиков.
«В ходе конференции мы смогли обсудить многие важные проблемы, стоящие сегодня перед всеми участниками такой сложной и многогранной отрасли, как автомобильные грузовые перевозки, – сообщил Борис Рыбак, председатель МОЭС. – Надеюсь, что состоявшаяся дискуссия будет способствовать дальнейшему диалогу между бизнесом и властью и позволит регуляторным органам, с одной стороны, и представителям отрасли – с другой, найти грамотные решения, которые дадут возможность в разы повысить эффективность работы этого сегмента транспортного рынка. Размер рынка сегодня оценивается в 5-6 трлн рублей ежегодно и, по мнению ведущих экспертов, может показывать уверенный рост в 10% на горизонте в 5 лет и более».
Во второй день работы конференции состоялась сессия, посвященная вопросам внедрения технологий беспилотного автотранспорта.
«Определенно, беспилотный транспорт является следующим шагом в развитии автотранспортной отрасли, – заявил Андрей Ионин, член Экспертного совета при Правительстве РФ. – Комплексная реализация концепции беспилотного транспорта требует соответствующей законодательной и технической базы. Для проработки законодательной составляющей этого вопроса созданы рабочие группы, и к 2020 году мы планируем выработать соответствующие нормативные решения. Для решения технических проблем на базе МАДИ при участии крупных производителей автотранспорта будет создан опытный участок с дорогами, на которых будет использоваться беспилотный транспорт. Это позволит разработать соответствующую дорожную инфраструктуру, а затем внедрить ее на практике. Однако подобное масштабное развитие не может произойти мгновенно и потребует времени».
В рамках мероприятия также прошло очередное заседание Межотраслевого экспертного совета, на котором в числе прочих были рассмотрены вопросы использования инфраструктуры и данных государственных информационных систем на транспортном комплексе в интересах предоставления информационных и иных сервисов грузоперевозчикам и водителям транспортных средств, а также представлена концепция создания справочника, содержащего информацию об автомобильных грузовых перевозчиках.
По итогам проведенного заседания члены Экспертного совета приняли решение обратиться к Министерству транспорта РФ с просьбой определить порядок доступа к данным государственных информационных систем («Платон», ЭРА-ГЛОНАСС) для создания сервисной экосистемы.
Отрасль грузового автомобильного транспорта включает около 100 тысяч компаний и более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей. В ней задействовано свыше 6 млн транспортных средств и занято более 8 млн человек. По оценкам экспертов, грузовая автотранспортная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся и потенциально инвестиционно привлекательных в российской экономике.