Последний год стал непростым для экспортных операций; участники рынка пытались выстроить новую систему взаимодействия в изменившихся условиях, не утратив своих позиций.
Среди основных проблем в экспортном грузообороте можно выделить следующие:
- Нехватка порожнего оборудования из-за падения объема импорта порядка 40% в России.
- Рост цен на фрахт в экспортных операциях.
- Общая ситуация сдерживания развития экспорта в России.
- Спекуляции морскими линиями порожним оборудованием .
- Рост конкуренции в экспедиторской среде; здесь нужно отметить, что речь идет не о прямой конкуренции, а о ее проявлениях в поиске достаточного количества оборудования.
Кроме перечисленных сдерживающих факторов и факта роста цен, повышается конкуренция на рынке между экспедиторами. И в целом ситуация, если брать в динамике весну-лето, к концу сезона начинает улучшаться. Многие автопроизводители, те, кто в импорте возил большие объемы, и на этом держалась та часть клиентов, получая порожнее оборудование через них, официально заявили о частичной или полной приостановке производства. Становится понятным, что отток порожнего оборудования происходит еще и по этой причине.
Положение за лето несколько изменилось – в течение этого периода в целом несколько подрос импорт, соответственно, процент уменьшения импорта стал немного снижаться. Морские линии спустя 2-3 месяца пришли к некоей плановости в распределении оборудования, к приему букинга под конкретную партию груза.
В отношение ставок – общая картина пока остается той же - они выросли в конце весны и устойчивой динамики к снижению рынок пока не отмечает. Август стал первым месяцем начала снижения экспортных ставок, до этого была общая тенденция на рынке по небольшому ежемесячному приросту стоимости. К концу августа можно говорить об их стагнации. По определенным направлениям мы отмечаем даже некоторый процент снижения. Это связано с появлением небольшого объема импорта, который стал возможен благодаря общему выравниванию ситуации. Морские линии, отойдя от шока весны, нехватки общего объема отправок, сумели консолидировать определенное количество импортного груза, который и позволяет им более взвешенно планировать экспортные отгрузки.
Естественно, порожнего оборудования не хватает, не все линии готовы его выдавать в необходимом количестве, но в целом тенденция на рынке выравнивается. К октябрю морские линии прогнозируют некоторую стабильность по выделению порожнего оборудования, по закрытию объемов.
Можно уверенно говорить, что сложная обстановка весны проверила рынок экспедиторов, компании, ГК «Балтика-Транс» в частности, на способность в этих условиях найти решения, удобные для клиентов, выстроить эффективный диалог с линиями, перейти с ними к плановому режиму работы по получению порожнего оборудования.
Специалисты компании «Балтика-Транс» наблюдают рост экспортных отправок (порядка 3-4%), этому также благоволит рост курса иностранных валют. В этой ситуации мы будем внимательно следить за изменениями рынка в период сентября-октября, будет ли наблюдаться стабильное увеличение объемов отправки. Этот период будет показательным для рынка, поскольку август традиционно является месяцем некоторого снижения объемов производства на фоне активного сезона отпусков. Осенью предприятия и организации наращивают обороты деятельности, и мы вправе ожидать увеличения объемов грузоперевозок.
Именно поэтому нам интересно будет посмотреть на развитие процесса в осенний сезон. Произойдет ли увеличение экспортных объемов, основанное на стагнации ставок, увеличении курса, благоволящее экспорту. Появится ли возможность планомерно выделять порожнее оборудование. Предположения можно строить самые разные, Группа компаний «Балтика-Транс», как участник рынка, готова отслеживать эти изменения и оперативно на них реагировать. Именно в такой позиции и заложен принцип эффективного развития в непростых рыночных условиях. Компания, способная анализировать спрос, отслеживать тенденции мирового рынка, быть гибкой и предлагать новые решения в итоге остается стабильной и конкурентной в современном мире. В этом - залог успеха коммерческой компании.