Рынок перевозок негабаритных грузов автомобильным транспортом из стран Евросоюза в Российскую Федерацию в 2015 году сократился более чем на 30% по сравнению с 2014 годом.
Согласно отчету Департамента маркетинга ГК TELS (на основании данных Статистического управления Европейского союза), основной поток негабаритных грузов из ЕС в РФ на автомобильном транспорте составляют «крупногабаритные производственные станки и промышленное оборудование» и «строительная и дорожно-строительная техника (краны)».
Крупногабаритные производственные станки и промышленное оборудование
В 2015 году в Россию из ЕС на автотранспорте было ввезено 256,8 тыс. тонн крупногабаритных производственных станков и промышленного оборудования - это на 32,4% меньше, чем в 2014 году.
Основным поставщиком промышленного оборудования в Россию из Европы является Германия (70,9 тыс. т в 2015 году). Здесь объем перевозок этих видов грузов на автотранспорте сократился на 37,1%. Из Италии импорт промоборудования сократился на 44,5% (до 36,6 тыс. т), из Польши – на 8,1% (до 22 тыс. т), из Чехии – на 23,9% (до 20,7 тыс. т).
Увеличение автомобильных перевозок промышленного оборудования в РФ произошло только из Нидерландов – до 16,8 тыс. т (+3,2%).
Основные причины сокращения импорта промышленного оборудования из ЕС в РФ – экономический кризис в России, усиленный европейскими санкции. В результате влияния этих факторов произошло:
- снижение объемов ввода новых производственных мощностей на фоне кризисных ожиданий;
- снижение инвестиционного потенциала российской промышленности в силу санкционных ограничений на получение российскими банками иностранных заемных средств;
- санкционные ограничения на импорт в РФ некоторых видов оборудования.
Строительная и дорожно-строительная техника
Строительной и дорожно-строительной техники в 2015 году из Евросоюза автотранспортом ввезено 100,2 тыс. тонн - на 45,6% меньше, чем в 2014 году. Здесь основными поставщиками также являются Германия, Италия и Польша.
Сокращению импорта из ЕС в РФ дорожно-строительной техники (в дополнение к вышеописанным причинам) способствовали также:
- ограничения Евросоюза на экспорт в Россию техники «двойного назначения» (которая может использоваться в военных целях);
- смещение выбора российских потребителей в пользу японской и корейской спецтехники, а также спецтехники из Китая;
- стремление владельцев спецтехники минимизировать расходы за счет ремонта действующего технического парка и приобретения б/у техники вместо покупки новой.
***
В 2016 году каких-то значительных улучшений в этом сегменте рынка грузоперевозок не ожидается. Возможное снятие санкций может несколько улучшить инвестиционный климат, однако не приведет к кардинальным изменениям, так как кризис в России имеет внутренние причины и носит системный характер (в частности, напрямую зависит от цен на энергоносители). Если цены на нефть повысятся, российская экономика, по мнению ряда экспертов, вполне вероятно восстановит рост в 2016 году.
Источник: Компания TELS