По результатам исследования, проведенного по заказу компании UPS (NYSE: UPS) во втором и третьем кварталах 2016 г., небольшие европейские компании все чаще рассматривают экспорт как способ увеличения дохода.
Единственное исключение составляет Великобритания, где в течение нескольких месяцев после июньского референдума о выходе страны из состава ЕС уверенность компаний в успехе экспортных операций резко снизилась.
Цель исследования European SME Exporting Insights, проведенного компанией UPS, заключалась в том, чтобы собрать мнения представителей малого и среднего бизнеса из разных стран Европы по вопросам, связанным с экспортом. В опросе приняли участие 12 815 владельцев и директоров малых и средних предприятий из восьми европейских стран. По данным опроса, в настоящее время все больше мелких предпринимателей экспортируют товары, при этом темпы роста их доходов превышают средние показатели. Исследование проводится уже четвертый год подряд, и его результаты показывают, что те малые и средние предприятия, которые уделяют внимание экспорту, развиваются быстрее других компаний.
Одним из очевидных факторов, повлиявших на результаты исследования в 2016 г., стал июньский референдум о выходе Великобритании из состава Европейского союза. Ответы респондентов в Великобритании собирались как до, так и после голосования. Результаты опроса показали, что к третьему кварталу 2016 г. уверенность малых и средних предприятий страны в успехе экспортных операций значительно снизилась. До референдума увеличение объемов экспорта прогнозировали 36% малых и средних предпринимателей Великобритании, а после голосования их доля сократилась до 20%.
Во всех остальных странах, участвовавших в исследовании, картина кардинально другая. Количество компаний, ожидающих рост объемов экспорта, увеличилось с 26% во втором квартале до 33% в третьем квартале. Повышение объемов экспорта в странах, где проводилось исследование, повлияло на место Великобритании в рейтинге крупнейших стран-экспортеров: если ранее она занимала второе место после Германии, то теперь опустилась на шестую строчку.
«В секторе малого и среднего бизнеса компании-экспортеры показывают наиболее высокие темпы роста доходов и больше уверены в будущем успехе, – отметил Нандо Чезароне (Nando Cesarone), президент подразделения UPS в Европе. – Результаты опроса в 2016 г. показали, что более половины директоров малых предприятий, занимающихся экспортом продукции, отметили увеличение доходов в течение последних трех лет. При этом среди тех предприятий, которые не экспортировали товары, доход увеличился лишь в 31% компаний».
Доля малых и средних предприятий-экспортеров увеличилась во всех странах, причем в некоторых из них довольно резко. Прогнозы развития таких компаний на всех рынках оптимистичны: большинство из них ожидают, что объемы экспорта останутся стабильными, либо будут расти. По результатам опроса сделаны следующие основные выводы:
- Доля малых и средних предприятий, экспортирующих свои товары, выросла на всех рынках, в том числе в Великобритании. При этом самая высокая доля экспортеров зарегистрирована в Германии.
- Европейский союз по-прежнему является самым значимым экспортным рынком для европейских МСП; второе место после него занимают США. Доля компаний, экспортирующих в другие страны мира, растет на всех рынках, за исключением Италии и Великобритании.
Впервые были опрошены компании, не осуществляющие экспортные поставки. Их попросили ответить на вопрос о готовности к экспорту и приоритетах дальнейшего развития. Результаты опроса объединили, чтобы рассчитать так называемый Индекс готовности к экспорту на основе шкалы взвешенных значений. На рисунке показаны данные о готовности малых и средних предприятий Европы к экспортным операциям.
Согласно индексу, для экспортной деятельности компаниям необходимо решить три основные задачи: использовать преимущества электронной коммерции, учиться развиваться на незнакомых рынках и проводить рыночные исследования. Наибольшую готовность к экспорту продемонстрировали МСП во Франции, Великобритании и Испании. «Мы хотим помочь компаниям уверенно преодолевать все сложности международной торговли, – сказал Чезароне. – Наши клиенты получают доступ к специализированным услугам брокеров, с помощью которых заниматься экспортом становится легко».
Информация об исследовании SME ExportingInsights в 2016 г.
В исследовании, которое проводилось с 14 июня по 24 августа 2016 г., участвовали 12 815 владельцев малых и средних предприятий, а также управляющих и коммерческих директоров и руководителей по развитию бизнеса и продаж. Интервью проводились в следующих странах: Бельгия (1111), Франция (1250), Германия (1249), Италия (1667), Нидерланды (1999), Польша (1790), Испания (1247) и Великобритания (2502).
В 2016 г. в исследование впервые включена Испания.
Специалисты по сбору и анализу деловой информации из компании Dun & Bradstreet для участия в исследовании выбирали компании, работающие в следующих отраслях: производство промышленных товаров и автомобильная промышленность, розничная торговля, высокие технологии и здравоохранение.