Российско-турецкие взаимоотношения за последние три неполных года претерпели такие амплитудные изменения, которые вряд ли когда-либо были еще в международных отношениях.
Об истории политических и торговых отношений России и Турции, особенностях и перспективах работы на логистическом рынке балканского направления – наш разговор с экспертами Группы компаний TELS:
- Елена Жилинская, маркетолог-аналитик
- Ольга Короткова, руководитель Департамента автомобильных перевозок Московского офиса.
Торгуем и дружим…
До 2015 года в российском общественном мнении Турция позиционировалась как один из главных партнеров России в ближневосточном регионе: устойчивое светское государство, прочные развивающиеся экономические связи, далеко идущие совместные планы и проекты. По информации Посольства Турецкой республики в Москве, ежегодный торговый оборот между Россий и Турцией в 2012-14 гг. устойчиво превышал 30 млрд. долларов. Инвестиции турецких бизнес-структур в экономику России по состоянию на начало 2014 года составляли около 9 млрд. долларов. Деньги вкладывались в строительные проекты, пищевую промышленность, производство тары, сантехники, мебели, банковскую сферу.
После введения в 2014 году санкций Запада в отношении России (а Турция к ним не присоединилась) и решения Правительства РФ о введении эмбарго на поставки продовольственных товаров из ряда стран Европы и США экспорт в Россию турецких продовольственных товаров резко увеличился. На долю России пришлось около 60% всего турецкого экспорта овощей и фруктов.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2014 году импорт продовольствия и сельхозпродукции из Турции в Россию составил $1,7 млрд.
Елена Жилинская: «В 2015 году в Россию из Турции было импортировано 3065 тыс. тонн грузов. 43% из этого грузопотока составляли овощи, корнеплоды, фрукты и орехи; еще около 29% - строительные материалы. В оставшихся 28% наибольшую долю занимали пластмассы и пластмассовые изделия, промышленное оборудование, различная химическая продукция, трикотажные полотна, автотранспорт, изделия черных металлов, моющие и чистящие вещества.
В экспорте товаров из РФ в Турцию почти половину объема традиционно составляли нефтепродукты (более 18 млн. тонн), черные металлы - 8,8 млн. тонн, злаки (в основном, пшеница) - 4,7 млн. тонн. Из «несырьевых» товаров большую часть составляли отходы пищевой промышленности и корма для животных, удобрения, жиры животного происхождения, алюминий и изделия из него, овощи и корнеплоды».
На рынке международной логистики РФ направление Балканских стран до ноября 2015 года было одним из наиболее динамично развивающихся. Основную долю этого рынка составляли грузы в/из Турции.
Основной маршрут доставки турецких грузов на автотранспорте пролегает через Болгарию, Румынию, Молдавию, Украину, иногда, Беларусь. Есть еще путь паромом сразу на Новороссийск, но он не очень популярен из-за редкого графика и слабой пропускной способности. Осложнение отношений между Украиной и Россией в определенной степени повлияло на организацию транспортного потока через Украину, но ситуация с грузовым транзитом здесь в целом стабилизировалась.
Ольга Короткова: «На данном направлении перевозок специализируются, в основном, молдавские и украинские транспортные компании, предлагающие более выгодные ставки по сравнению с российскими и турецкими перевозчиками. В принципе, работа на турецко-российском направлении мало чем отличается от других рынков, но есть своя специфика в скорости расчетов: перевозчики на этом рынке обычно требуют быструю оплату (а то и предоплату), предпочитают наличные. Крупные турецкие экспедиции стараются работать по «европейским» условиям взаиморасчетов, договариваясь со своими подрядчиками и нивелируя эту разницу в требованиях».
***
Развитие торговли с Турцией до конца 2015 года шло успешно и в обстановке благоприятствования, объемы перевозок увеличивались. Казалось, перспективы огромные. Но… инцидент с российским самолетом все резко изменил. Причем, турецкий бизнес пострадал намного больше.
«Торговая зима»
Сначала явный конфликт интересов на мировой арене у России и Турции обозначился в процессе военной операции России в Сирии, но даже на фоне этого напряжения торговые отношения и потоки русских туристов в Турцию не сокращались (война – войной, а торговля – торговлей.) Все резко изменилось после того, как турецкие ВВС 24 ноября 2015 года сбили над территорией Сирии российский военный самолет. К счастью, российское руководство не стало развивать конфликт в сторону «горячей» или «холодной» войны, но политическая и торговая «зима» наступила.
Практически сразу ввоз любых товаров из Турции стал предельно затруднен: все транспортные средства с турецкими товарами должны были проходить полный досмотр и взятие проб, из-за чего простои в очередях на погранпереходах занимали по несколько суток.
Ольга Короткова: «В 2015 году в Отделе Балканских стран ГК TELS 64% клиентской базы – это были Заказчики на доставку грузов из Турции. В тот момент мы потеряли практически всех. Уже спустя два дня после инцидента с самолетом мы вынуждены были возвращать обратно в Турцию 47 машин. Еще не было санкций и официальных запретов, но машины с товарами из Турции просто не принимали на оформление, и не было понятно, когда что-то прояснится. Позднее уже вышло постановление об обязательном досмотре и отборе проб на таможне. Машины начали проходить границу, но стояли на таможне по пять суток».
C 1 января 2016 года правительством Российской Федерации был принят ряд санкционных мер, среди которых:
- ограничено право турецких перевозчиков в осуществление двусторонних автомобильных перевозок до 2000 единиц;
- запрещён ввоз ряда продовольственных товаров из Турции.
С этого момента Турция уже не могла поставлять в Россию томаты, огурцы, капусту, лук репчатый, многие фрукты и ягоды. Запрет также коснулся замороженных частей тушек и субпродуктов индеек и домашних кур, свежих гвоздик и соли. Растительная продукция, которая не попадала под прямые санкции, ограничивалась к импорту по линии фитосанитарного контроля.
Елена Жилинская: «Общий объем грузов из Турции в Россию в 2016 году по сравнению с предыдущим годом сократился почти в 2 раза – до 1555 тонн. На 430 тыс. тонн снизился импорт овощей, на 322 тыс. тонн – фруктов, на 370 тыс. тонн – строительных материалов. В разной степени сокращение импорта коснулось практически всех групп товаров. Выраженным исключением стал только 8-кратный рост импорта молочной продукции, хотя ее удельный вес общем потоке грузов был очень небольшим (9,5 тыс. тонн)».
Общий объем внешней торговли между Турцией и Россией, по данным Посольства Турции в Москве, в 2016 году сократился до 15,3 млрд. долларов.
Ольга Короткова: «Нам рассказывал один сотрудник турецкой экспедиции: «После этой атаки я со своими турецкими друзьями сидел в кафе в Стамбуле, и в какой-то момент у меня вырвалось: «Ну, зачем ВЫ сбили этот самолет». То есть, сказал, причисляя себя к России - настолько его бизнес был связан с Россией».
***
Летом 2016 года на фоне экономических потерь и политических потрясений (попытка военного переворота в Турции), турецкая сторона «одумалась», и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в послании Президенту России Владимиру Путину принес свои извинения за сбитый бомбардировщик, выразил соболезнования родственникам погибшего пилота, а также заявил о судебном расследовании против боевика, связанного со смертью российского пилота.
Снова дружим, но с изъятиями…
С этого момента в российско-турецких отношениях началась «оттепель». Но если в политической и военной сферах потепление идет достаточно быстрыми темпами, то в экономической сфере движение к прежнему уровню торговли - не быстрое.
С 20 октября 2016 года отменяется запрет на импорт из Турции цитрусовых и косточковых фруктов.
Елена Жилинская: «Несмотря на то, что снятие торговых санкций было только частичным, в ноябре 2016 года объем импорта товаров из Турции в РФ в физическом выражении сразу восстановился до уровня ноября 2015 года. Правда, декабрь 2016 года к декабрю 2015-го показывал минус 15% (но это уже не минус 71%, как было в январе или марте)».
В марте 2017 года правительство РФ сняло запрет на поставки из Турции лука, цветной капусты, брокколи и гвоздик. Но… пока не разрешило ввоз томатов и огурцов. Как заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев, производство томатов и огурцов в России выросло за год на 30%, и надо поддерживать отечественных аграриев. Турецкая сторона выразила недовольство такой выборочной отменой санкций, и с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин.
Официальное «замирение» летом 2016 года и объявленный курс на восстановление российско-турецких отношений рынку автотранспортной логистики существенных улучшений в условиях работы не принес (хотя активность на нем заметно возросла). Количество «двусторонних» разрешений на автомобильные перевозки пока так и остались на уровне 2 тыс. единиц (крайне мало). Несмотря на то, что еще в декабре 2016-го сняты ограничения на порядок оформления турецких грузов, всё равно продолжается полный досмотр и взятие проб (а это время и деньги).
Ольга Короткова: «Отсутствие договоренностей об обмене разрешениями между Россией и Турцией привело к резкому скачку цен. Тормозить турецкие грузы на пути в РФ перестали, но поскольку с него практически ушли российские и турецкие перевозчики (за исключением владельцев ЕКМТ), рынок отреагировал резким поднятием ставок: с первоначальных 3,5 тыс. до 4-5 тыс. евро. Потом постепенно ставки стали снижаться, но первоначального уровня еще не достигли».
Несмотря на все сложности, российский рынок грузоперевозок из Турции восстанавливается - в первую очередь за счет крупных транснациональных компаний. Но многие российские импортеры уже успели переориентироваться на поставщиков из других стран или внутри РФ.
«Продуктовый портфель» российско-турецкого рынка
Импорт
По итогу всех сложившихся обстоятельств, с учетом относительно небольшого по времени периода действия санкций, есть предположение, что объем российско-турецкого логистического рынка в 2017 году должен восстановиться близко к уровню 2015 года (с некоторыми «изъятиями»). Однако турецким фруктам придется возвращать свою долю рынке России в конкурентной борьбе с фруктами из Египта, Израили, Марокко, Китая, Азербайджана и др.
В 2015 году импортный грузопоток из Турции состоял в основном из следующих товарных групп:
Товарные группы
Тонн
Соль; сера; земля и камень; штукатурные материалы, известь и цемент
879 807
Фрукты и орехи; кожура цитрусовых и дынь
841 414
Овощи, корнеплоды и клубнеплоды
466 531
Прочие химические продукты
80 975
Пластмассы и изделия из них
79 635
Оборудование и механические устройства, их части
71 008
Автотранспорт, их части и принадлежности
51 467
Продукты неорганической химии
47 168
Трикотаж
43 363
Изделия из черных металлов
40 207
Суда, лодки и плавучие конструкции
33 207
Мыло, моющие, чистящие и полировочные составы, пластилин.
32 753
Изделия из гипса и камня, цемента, асбеста и т.п.
30 348
Дубильные и красильные вещества, лаки и краски, шпатлевки, мастики и т.п.
27 011
Черные металлы
26 871
Электрические машины и оборудование, аудио и видео аппаратура, их части и принадлежности
26 656
Мясо и мясные субпродукты
22 225
Руды, шлак, зола
20 283
Хлопок
16 855
Изделия из недрагоценных металлов
16 770
Другие товары
211 274
К марту текущего года санкции на продуктовые импорт из Турции в РФ практически отменены за исключением помидоров и огурцов – Минсельхоз России настаивает на том, что эти ограничения должны сохраниться ради поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Это существенная часть турецкого экспортного потенциала в РФ, поэтому Турция активно добивается полного снятия ограничений. (В 2015 году из Турции в Россию было поставлено 292,8 тыс. т томатов – это 54% от всего импорта томатов в Россию в натуральном выражении.)
Экспорт
Резкое ухудшение российско-турецких отношений существенно не повлияло на объемы экспорта в Турцию в 2016 году в физическом выражении. Но структура грузов несколько изменилась: сократилась отправка злаковых, но выросли поставки нефтепродуктов.
Елена Жилинская: «При всех осложнившихся обстоятельствах экспорт из России в Турцию в 2016 г. увеличился на 4%. В первую очередь, за счет нефтепродуктов (+12%, до 20,4 млн. т), черных металлов (+6%, до 9,3 млн. т), отходов пищевой промышленности и кормов для животных (+20%, до 1,6 млн. т), масличных семян (+97%, до 434 тыс. т).
При этом более чем на 1 млн. тонн (-21%) сократился экспорт злаковых, на 623 тыс. тонн (-75%) – органической химии, на 119 тыс. тонн (-20%) – алюминия и изделий из него».
Товарные группы
Тонн
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки
20 462 726
Черные металлы
9 305 505
Злаки
3 691 497
Руды, шлак, зола
1 800 976
Отходы пищевой промышленности, корма для животных
1 561 061
Удобрения
1 090 198
Жиры и масла животного и растительного происхождения
563 861
Овощи, корнеплоды и клубнеплоды
513 032
Алюминий и изделия из него
480 709
Масличные семена и плоды, лекарственные растения и растения для технических целей; солома, фураж
434 228
Сахар и кондитерские изделия из сахара
255 223
Бумага и картон, изделия из них
239 215
Древесина и изделия из нее, древесный уголь
221 103
Органические химические соединения
206 191
Стекло и изделия из него
153 917
Продукты неорганической химии
97 815
Пластмассы и изделия из нее
61 061
Суда, лодки и плавучие средства
50 037
Каучук, резина и изделия из них
38 416
Разные пищевые продукты
37 054
Другие товары
195 334
***
Институт статистики Турции сообщает, что в январе 2017 года Турция увеличила в денежном выражении экспорт в Россию на 59,1% по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года, до 150 млн долларов. Из них почти 38 млн долларов приходится на экспорт овощей и фруктов. Импорт Турции из России в январе вырос на 10,2 % — до 1,5 млрд долларов. Большая часть импорта из России пришлась на энергоносители (почти на 832 млн долларов) и сталь (279 млн долларов).
Но есть и «ложка дегтя»: видимо, с целью простимулировать скорейшее полное снятие ограничений на импорт в Россию томатов и огурцов Турция с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин. Теперь при ввозе в Турцию сельхозпродукции для ее последующей переработки и экспорта российские экспортеры должны будут нести высокие дополнительные расходы (при ввозе для внутреннего потребления пошлины действовали и ранее).
По мнению Министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, такое решение может привести к полному прекращению экспорта в Турцию российской пшеницы, кукурузы, бобовых, риса и другой сельхозпродукции. Например, пошлина на экспорт пшеницы составляет 130%. Пошлины на другие сельскохозяйственные культуры ниже, но тоже весьма существенны.
Что ждет рынок логистики на турецком направлении?
События последних лет показали: международная торговля в огромной степени зависит от состояния политических отношений между странами и в современных условиях может быть существенно ограничена в любой момент. Все долгосрочные отношения между российским и турецким бизнесом теперь будут строится с учетом этих рисков.
Правительство Российской Федерации не торопясь снимает ограничения на импорт из Турции, действует по принципу: разрешаем то, что не критично для отечественного производителя. Турецкая сторона также приняла ограничительные контрмеры. Однако природа бизнеса такова, что он будет адаптироваться к любым ситуациям. По многим позициям турецкий бизнес может предложить выгодные сделки, и значит – объемы торговли будут восстанавливаться.
Российская политика однозначно демонстрирует потребность в хороших отношениях с Турцией, несмотря на все разногласия и расхождения в политических интересах на Ближнем Востоке. Это означает, что тренд на российско-турецкое сотрудничество – положительный. Следует ожидать в ближайшем будущем восстановления прежних объемов обмена разрешениями на автомобильные перевозки, что повлечет и некоторое снижение ставок. Будут упрощаться таможенные процедуры в отношении турецких грузов. …Если не произойдет новых неожиданностей.
Ольга Короткова: «Мы строим оптимистические планы по балканскому направлению. Сейчас ситуация улучшается: ставки стабилизировались, увеличиваются заказы по Турции - конечно, не в тех объемах, что было раньше, но рынок явно оживает. И даже если опять случится что-то в политике, я думаю, мы все равно будем на нем работать».