С 2014 года рынок внешней торговли Казахстана испытывает значительное сокращение объемов как по экспорту, так и по импорту товаров.
В 2016 году Международный Валютный Фонд прогнозирует дальнейшее существенное сокращение внешней торговли Казахстана: минус 14% по импорту товаров; минус 21% - по экспорту.
При этом эксперты МВФ прогнозируют уже со следующего года резкое снижение темпов падения импорта товаров в Казахстан до -0,8%, а с 2018 года начнется незначительное увеличение импорта. В экспортном направлении МВФ прогнозирует рост внешней торговли Казахстана уже в 2017 году – и сразу на 10%.
Рост экономики Казахстана сильно сдерживает такой фактор, как снижение цен на нефть. Начало 2016 года сопровождалось резким подъёмом инфляции, что связано с переходом на свободный валютный режим. Однако переход на гибкий режим обменного курса впоследствии благоприятно отразится на конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке, что в свою очередь позволит сохранить положительные темпы роста ВВП.Прогноз МВФ
Наименование показателя
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2021
Темп прироста ВВП, %
0,14
1,05
1,81
2,16
3,36
4,93
4,93
Темп прироста объема импорта товаров, %
-14,05
-0,79
0,61
1,76
3,20
1,44
1,44
Темп прироста объема экспорта товаров, %
-21,21
10,32
7,62
6,12
10,59
11,45
11,45
Структура внешней торговли Казахстана по странам
По оперативным данным Комитета статистики Республики Казахстан в январе-феврале 2016 года 40,5% торгового оборота Казахстана пришлись на страны Европейского союза, 25,6% на страны Азии, на страны СНГ - 23,1%, на страны Европы вне ЕС 7,5%, на страны Америки 2,8%, Африки 0,5% и Австралии и Океании 0,1%.
Основными торговыми партнерами Казахстана в январе-феврале 2016 года стали:
- Россия - 17,3% торгового оборота,
- Италия – 13,3%,
- Китай – 11,9%,
- Швейцария – 7,3%,
- Нидерланды – 6,8%,
- Франция – 3,5%,
- Германия – 3,1%,
- Испания – 3,0%,
- Япония – 2,9%,
- Турция – 2,8%,
- Республика Корея – 2,1%,
- Индия – 2,0%,
- США – 2,0%,
- Узбекистан – 1,8%.
В общей сумме на них пришлось 80% торгового оборота Казахстана.
Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (38,1% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,6%), металлы и изделия из них (15,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (10,6%).
В товарной структуре экспорта Казахстана преобладают топливно-энергетические товары (66% общего объема экспорта Казахстана), металлы и изделия из них (15,7%), продукты животного и растительного происхождения, а также готовые продовольственные товары (6,4%), продукция химической промышленности (5,1%).
Перспективы логистического рынка Казахстана
Большая часть грузооборота сегодня приходится на железнодорожный (около 60-65%) и автомобильный транспорт (30%). Использование железнодорожного транспорта является традиционным для многих стран, обладающих большими территориями.
Однако в последнее время автомобильный транспорт получает активное развитие благодаря ряду логистических проектов, например, таких как международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай». В будущем этот путь позволит сократить время транспортировки грузов из Китая в Европу почти в 3,5 раза по сравнению с морским путем, т.е. с 40 дней водного пути до 10 дней сухопутного.
Республика также намерена стать главным перевалочным пунктом по направлению «Север-Юг» в рамках ЕАЭ. Данные факты свидетельствуют, что в ожидаемом будущем нагрузка на автомобильный транспорт будет только увеличиваться.
Насыщенность логистического рынка Казахстана
В Республике Казахстан на 25.04.2016 зарегистрировано 398 206 юридических лиц, представительств и филиалов. Подавляющее большинство предприятий Казахстана – это малые предприятия, что говорит о том, что рынок логистических услуг пока является развивающимся.
Наибольшее количество предприятий в отрасли транспорта и складирования приходится на два крупнейших города страны, в которых концентрируются основные финансовые потоки – Алматы и Астана, остальные же регионы и города Казахстана характеризуются острым дефицитом компаний в отрасли логистики.
Эффективность логистической системы зависит не только от развития транспортной инфраструктуры и оптимизации маршрутов поставок, но и от наличия современного и высококачественного складского хозяйства. В последнее время экономисты очень часто указывают на дефицит складских помещений в Казахстане, в особенности класса «А». Эффективная складская система, позволяющая минимизировать издержки от транспортировки грузов, всё ещё остаётся востребованной в РК и привлекательной для инвестирования.
***
Рынок логистических услуг Казахстана на сегодняшний день находится на ранней стадии развития, но при этом ощущается большой спрос со стороны потребителя. Активное развитие сферы логистики отвечает цели утверждения Казахстана в качестве транспортно-логистического хаба Евразии и реализации его транзитного потенциала. Эта инициатива будет поддерживаться как со стороны государства, так и со стороны инвесторов, напрямую заинтересованных в развитии отрасли в целом.
Подготовлено Департаментом маркетинга ГК TELS по данным МВФ, Комитета статистики Республики Казахстан, Института маркетинговых и социологических исследований Elim.