Спорные вопросы по доставке грузов из Китая

Китай сегодня является одной из наиболее привлекательных стран для сотрудничества. Партнерские отношения, установившиеся между КНР и Россией как на государственном уровне, так и в бизнес-среде, укрепляются и развиваются из года в год. Все больше отечественных предпринимателей завязывают деловые отношения с Поднебесной.

И это вполне закономерно, ведь представления о китайской продукции как о дешевом ширпотребе давно ушли в прошлое. Современные товары, сырье или материалы, производимые в этой стране, отличаются не только бюджетной стоимостью, что обеспечивает бизнесменам существенную маржу и в разы увеличивает прибыль компании, но и высоким качеством, благодаря которому они не залеживаются долго на полках магазинов.

Но не все так просто в бизнесе с Китаем. Ряд сложностей, которые поджидают предпринимателей, могут серьезно испортить впечатление о сотрудничестве. Одна из первостепенных проблем, возникающих в ходе взаимодействия с китайскими поставщиками, связана с доставкой грузов. Случается, что товары задерживаются на границе или вовсе теряются в пути. Это часто становится причиной убытков, особенно, если речь идет о крупном бизнесе, переправляющем из Поднебесной большие партии. Чтобы максимально обезопасить свою компанию от лишних неприятностей, необходимо выяснить некоторые особенности процесса транспортировки грузов из Китая.

О целесообразности ввоза небольших объемов

Как правило, для доставки крупногабаритных грузов коммерческие фирмы пользуются услугами транспортных компаний. Во-первых, это позволяет получить товары в срок и избежать их порчи. Во-вторых, поиск транспортных средств и оформление документации отнимает у предпринимателей много сил и времени, тогда как у логистических компаний уже налажены все необходимые связи с государственными органами, таможней и складскими комплексами.

Однако, некоторые международные операторы работают только с генеральными грузами — не менее одного двадцатифутового контейнера объемом 30 кубических метров со средней загрузкой 26 тонн — что в условиях нестабильности современной экономики отрицательно сказывается на динамике импорта товаров. Объемы закупок, даже крупных компаний, уменьшаются, общий ввоз грузов из Китая сокращается. В связи с этим возрастает спрос на доставку сборных грузов, которую все чаще предлагают логистические операторы, в том числе Asia Import Group.

Важным преимуществом этого способа, помимо возможности транспортировки небольшого объема товаров, является низкая стоимость. Среди недостатков — длительные сроки, которые могут достигать 60 дней. К тому же здесь велик риск срыва сроков, так как груз не отправляется в путь до тех пор, пока сборный контейнер не будет заполнен на 100%. Пользоваться таким способом для доставки сезонных товаров не рекомендуется.

Однако доставить сборный груз можно также автотранспортом. Груженые автомобили выходят из приграничных китайских городов еженедельно, что позволяет сократить срок транспортировки товара в зависимости от удаленности конечного пункта на 12-20 дней. При этом стоимость такого способа перевозки грузов сопоставима со ставками за доставку по морю.

Подводя итог, можно сказать, что в отдельных случаях транспортировка небольших объемов грузов из Китая выгодна, но важно внимательно выбирать способ, поскольку ставки могут существенно различаться.

О влиянии объема партии на условия доставки

Безусловно, транспортировка крупных партий обходится предпринимателям дешевле в пересчете за килограмм груза, так как коммерческая составляющая компании-перевозчика снижается. Если бизнесмен собирается ввозить из Китая большой объем, то речь может идти о существенных скидках. Примерная стоимость 1 килограмма при весе груза от 50 до 100 килограмм составляет 1,5 доллара США, при весе 500 килограмм — от 1 доллара США, а транспортировка свыше 1000 килограмм обойдется всего в 80 центов США за каждый килограмм.

Однако, некоторые платежи при таможенном оформлении фиксированы и не зависят от веса груза, например, за сертификацию или оформление таможенной декларации, поэтому сэкономить на них при уменьшении объема не получится.

Главное правило для предпринимателей при работе с транспортными компаниями вне зависимости от перевозимого веса и объема груза — фиксировать ставку в договоре или приложении к нему. Наша компания также вместе с договором всегда предоставляет клиентам детальный расчет оговоренной ставки.

О способах таможенного оформления

Оформить груз для прохождения таможни можно двумя способами: с помощью таможенного брокера или через логистическую компанию. В услуги брокера входит только помощь по заполнению декларации на товары, а остальные документы, необходимые для международной сделки, например, валютный счет, паспорт сделки, контракт с поставщиком на английском, китайском и русском языках и так далее, лягут на плечи бухгалтерии. При этом допущенная при подготовке и заполнении документов ошибка может обернуться для компании проверкой и крупными штрафами. Если же поручить бумажную волокиту специалистам, то можно избежать всех этих проблем, получив весь пакет документов и гарантии от подрядчика.

Об оплате за доставку

Не стоит доверять логистическим компаниям, которые требуют оплаты за услуги по доставке грузов из Китая сразу после подписания договора. Это может быть признаком того, что компания-подрядчик не располагает средствами на таможенное оформление либо не хочет тратить собственные деньги, чтобы исполнить обязательства по договору. В этом случае будет сложно получить от перевозчика компенсацию, если с грузом возникнут проблемы. Надежные посредники предлагают клиентам разные варианты оплаты, которые зависят от расположения компании-заказчика.

Если клиент находится в одном городе с перевозчиком, то наиболее комфортным способом будет оплата груза при получении в пункте выдачи, а если в разных городах, то после того, как перевозчиком будут предоставлены необходимые документы. Это скан декларации на товары с отметкой «выпуск разрешен», который свидетельствует о том, что груз прошел процедуру таможенной очистки на территории РФ и выпущен в свободное обращение; товарно-транспортная накладная или грузовая авианакладная при авиаперевозке, которые показывают, что груз ушел на адрес заказчика. Также рекомендуется запросить у перевозчика фотографию груза перед его отправкой.

О способах отслеживания перемещений груза

При доставке генеральных грузов контейнер можно отследить по GPS-координатам, при сборных грузах — по трекинг-номеру, который присваивают накладным. Но мониторинг разных сайтов неудобен, поэтому ведущие транспортные компании предоставляют клиентам услугу отслеживания груза. Например, на сайте Asia Import Group предусмотрен «личный кабинет», в котором аккумулируется информация с сайтов партнеров по электронным накладным как по территории КНР, так и по территории РФ. Каждый заказчик получает идентификационный номер для отслеживания перемещений груза. Данные на сайте обновляются дважды в день.

О срыве сроков доставки, потере или порче груза

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей перевозчиком должна быть прописана в договоре. За срыв сроков, как правило, полагаются пени, штрафы или иная компенсация.

Чтобы обезопасить себя от убытков, связанных с потерей груза, рекомендуется застраховать его на полную стоимость, а не только на стоимость доставки. Размер такой страховки составит примерно 2% от закупочной стоимости, и в случае утери груза вне зависимости от причин перевозчик компенсирует всю сумму.

Обезопасить себя от риска повреждения товаров при транспортировке тоже возможно. Если речь идет о сборных грузах, то необходимо при получении товара на складе транспортной компании осмотреть упаковку на предмет дефектов и в случае их обнаружения вскрыть ее в присутствии представителя перевозчика. Все изъяны необходимо сфотографировать и приложить к акту о повреждении груза, который имеет юридическую силу наравне с договором. Так как компенсация за ущерб рассчитывается только на основании этого документа, то без него будет невозможно предъявить претензию к транспортной компании.

В ситуации с генеральными грузами все намного проще. Так как они доставляются в запломбированных поставщиком контейнерах, риск повреждения минимален.

Это основные, но не исчерпывающие спорные моменты, которые возникают в процессе транспортировки грузов из Китая в Россию. Чтобы обезопасить компанию от убытков и иметь возможность сфокусировать внимание на бизнес-процессах, а не решении текущих вопросов, связанных с логистикой, лучше всего заключить договор с квалифицированным подрядчиком.

Чтобы не ошибиться в выборе транспортной компании, необходимо ее проверить перед заключением сделки. В первую очередь, посмотреть сайт компании и узнать, как давно он работает (это подскажет дата регистрации домена). Также важно изучить портфолио и клиентов подрядчика, запросить у них рекомендации. Много полезного о компании можно узнать из отзывов в интернете, и, конечно, необходимо организовать личную встречу и запросить документы о регистрации и брокерскую лицензию.

Артем Лылык, генеральный директор Asia Import Group.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости