27 апреля 2017 года в Москве руководитель ФТС России Владимир Булавин провел совещание с начальниками таможен. Совещание в подобном формате в ФТС России прошло впервые.
На встрече присутствовали свыше 80 начальников таможен со всей России, начальники региональных таможенных управлений и структурных подразделений центрального аппарата ФТС России. В работе форума приняли участие также заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин и председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко.
«Здесь собрались те, кто работает на земле и формирует мнение о работе таможенной службы», – отметил Владимир Булавин, приглашая собравшихся к совместному обсуждению актуальных вопросов работы таможенных органов.
В своих выступлениях представители Балтийской, Владивостокской, Татарстанской, Иркутской, Дагестанской, Астраханской, Екатеринбургской, Выборгской, Шереметьевской, Крымской и Московской таможен поделились успехами и подняли ряд комплексных проблем, успешное решение которых требует усилий ряда государственных органов.
В последние месяцы удалось значительно оптимизировать таможенные операции в Большом порту Санкт-Петербург, благодаря чему стали быстрее проходить транзитные потоки, отметил начальник Балтийской таможни Сергей Сенько. Там на основе предварительной информации, предоставляемой участниками ВЭД, реализуется ряд пилотных проектов. В результате Кронштадтский таможенный пост с ноября 2016 года выпускает товары для внутреннего потребления до разгрузки судна. Пилотный проект сократил время оформления товаров в разы – с 7 часов 38 минут до 1 часа 45 минут. Кроме того, благодаря внедрению в морском порту Большой порт Санкт-Петербург пломбирования «безрисковых» транзитных контейнеров до регистрации декларации среднее время выпуска сократилось с 5 часов 7 минут до полутора часов, при этом в день регистрации выпускается 94% транзитных деклараций.
И.о. начальника Владивостокской таможни Олег Ануфриев, рассказывая об организации контроля в условиях свободного порта Владивосток, подчеркнул, что Владивостокская таможня в течение двух лет являлась площадкой по реализации пилотной технологии, основу которой составляет комплекс программных средств «Портал Морской порт». Он высказал также ряд предложений по совершенствованию технологии взаимодействия государственных служб и коммерческих организаций в портах.
О ситуации на таможенных постах в автомобильных пунктах пропуска на границе с Азербайджаном рассказал начальник Дагестанской таможни Руслан Яхьяев. Там существенно возросла нагрузка в связи с ростом автомобильных перевозок из Ирана и Азербайджана в Россию, иные страны ЕАЭС, страны Европы. Помимо оптимизации форм таможенного контроля в рамках СУР, требуется развитие инфраструктуры пунктов пропуска на перспективном направлении региональной торговли со странами Закавказья и Передней Азии.
Начальник Иркутской таможни Юрий Русаков подробно рассказал коллегам об опыте пресечения незаконного вывоза лесоматериалов. Сегодня в структуре экспорта лесоматериалов более двух третей (около 70%) приходится на неоднородные пиломатериалы товарной позиции 4407 ТН ВЭД, по которой таможенная пошлина не взимается. Для пресечения нарушений, связанных с занижением стоимости лесоматериалов, и для стимулирования более глубокой переработки лесоматериалов, по мнению докладчика, нужно ввести ставку вывозной пошлины на низкокачественные лесоматериалы низкой стоимости. Говоря о правоохранительной составляющей, он отметил, что законодательство в сфере лесопользования построено так, что государственные органы не успевают выявить нарушения и преступления до момента вывоза.
ФТС России и ФГУП «Почта России» продолжают реализацию совместных проектов, направленных на оптимизацию и ускорение таможенных операций, при этом таможенный пост Международный почтамт Московской таможни является основным звеном, а зачастую и лидером по внедрению перспективных технологий, отметил в своем докладе начальник Московской таможни Алексей Кизерев. С июня 2016 года внедрена программа, позволяющая осуществлять контроль частоты перемещения товаров, пересылаемых физическими лицами для личного пользования. Вместе с тем, однозначная идентификация получателя МПО не предусмотрена актами Всемирного почтового союза. Комплексное решение этого вопроса потребует внесения изменений в право ЕАЭС, при этом в новом Таможенном кодексе ЕАЭС такие требования уже нашли свое отражение.
Начальник Выборгской таможни Александр Ястребов доложил о мерах по совершенствованию организации таможенного контроля и по противодействию организованным группам в регионе деятельности таможенного органа.
Высказывая свою позицию по этому вопросу, руководитель ФТС России Владимир Булавин четко заявил: «Руководство ФТС России будет поддерживать Выборгскую таможню в ее деятельности по наведению порядка в регионе».
Эти слова, сказанные в адрес конкретной таможни, стали своеобразным ответом на многие вопросы, для обсуждения которых на совещание в Москву приехали первые лица таможенных органов от Камчатки до Калининграда.