15 октября 2014 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел заседание Коллегии ФТС России, где были рассмотрены вопросы совершенствования таможенного администрирования.
ФТС России проводит масштабные мероприятия по совершенствованию существующих и внедрению новых перспективных таможенных технологий. Таможенные органы с 1 января 2014 года перешли на декларирование товаров в электронной форме. Количество деклараций на товары, поданных в электронной форме с использованием сети Интернет, составляет почти 99,9% от общего количества поданных в таможенные органы деклараций на товары. 99,6% участников внешнеэкономической деятельности применяют электронную форму декларирования.
С 1 октября 2014 года введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Серьезное влияние на сокращение временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности должна оказать реализация мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 739-р. Исполнение мероприятий Плана рассчитано до 2018 года. Эти мероприятия включают, в том числе, внедрение механизма «единого окна», переход на электронный документооборот, внедрение системы управления рисками при проведении ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля, обеспечение в 100 процентах случаев получения декларантом информации о возможности выпуска товаров в свободное обращение при условии предварительного декларирования товаров до завершения выгрузки судна.
Разработана и внедряется технология автоматической регистрации поданной в электронной форме декларации на товары. С мая 2014 года с применением данной технологии зарегистрировано более 13 тысяч деклараций. Данная технология пока применяется исключительно в отношении экспортируемых товаров. В дальнейшем планируется внедрение технологии автоматического выпуска товаров, предусматривающей полную автоматизацию выявления товаров, содержащих признаки риска, и полную автоматизацию принятия решения о выпуске товаров, в отношении которых в автоматизированном режиме признаков риска не выявлено.
Проводится работа по сокращению количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур. Отменена обязанность участника внешнеэкономической деятельности представлять в таможенные органы таких документов, как: паспорт сделки, бумажная копия таможенной декларации в уполномоченные банки, документ, подтверждающий уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей. Кроме этого, отменена обязанность участника внешнеэкономической деятельности представлять в таможенные органы (при условии указания их реквизитов в декларации на товары, подаваемой в электронном виде) 13 разрешительных документов.
В дальнейшем сократить количество документов также предполагается за счет обеспечения бесперебойного функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия. В этих целях ФТС России разработаны 43 технологические карты межведомственного взаимодействия, с 30 заинтересованными ФОИВ и с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. На постоянной основе осуществляется мониторинг эффективности практической реализации межведомственного электронного взаимодействия.
Внедрение субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками позволило существенно сократить случаи проведения дополнительных проверочных мероприятий при декларировании товаров участниками ВЭД, отнесенными к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, и способствовало упрощению таможенного контроля и сокращению времени совершения таможенных операций на этапе декларирования для добросовестных участников ВЭД.
ФТС России проведена масштабная работа по совершенствованию порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей, внедрению технологий, позволяющих в режиме онлайн контролировать уплату таможенных платежей (микропроцессорные пластиковые карты, удаленная уплата), что делает возможным осуществлять выпуск товаров до момента фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов.
Совместно с Федеральным казначейством организована работа, направленная на ускорение сроков поступления информации об уплате и перечислении денежных средств. Время доведения информации о поступлении денежных средств составляет не более 3 часов.
Предельное время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска сократилось до 45 минут.
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта составляет в среднем 2 часа, а под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления - в среднем 5 часов.
Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары составляет более 98%.
Количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товаров через государственную границу Российской Федерации при импорте составляет в среднем 8, при экспорте - в среднем 6.
Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары, составляет 3,1%.
Результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, составляет 80,6%.