Потребительский рынок Крыма переживает кризис

Таможня полуострова перестала пропускать товары — от продуктов до автомобилей, произведенных на Украине, а операторам связи грозят иски от абонентов за выставленные по тарифам международного роуминга счета.

Продукты повезут по морю

Таможня Крыма перестала пропускать грузовики с продуктами, произведенными на материковой части Украины, с субботы, 17 мая, подтвердил РБК представитель Управления ФТС по Крыму. На границе скопился транспорт с продуктами украинских поставщиков, добавил он, отказавшись от других комментариев. Решение, по его словам, принималось крымскими отделениями Россельхознадора и Роспотребнадзора.

Пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил, что ограничение на поставки продуктов действует в отношении поставщиков, которые не прошли аккредитацию в ведомстве для поставок в Россию. «Мы не хотим оказаться рынком сбыта для реэкспортной продукции, когда продукты ввозятся на Украину, там переупаковываются и дальше ввозятся в Россию», — говорит источник РБК в крымском управлении Россельхознадзора. По словам собеседника газеты, 17 мая поступило распоряжение центрального аппарата Россельхознадзора за подписью заместителя руководителя ведомства Алексея Саурина о том, чтобы немедленно начать ввоз продуктов через территорию России, согласно установленному регламенту.

По словам главы торговой сети «Фуршет», имеющей магазины в Крыму, председателя правления ассоциации «Торговля Крыма» Сергея Макеева, для местных ритейлеров задержка в поставках пока не критична. В идеале сертификация продукции занимает около двух недель.

Гендиректор сети «Велика кишеня» Игорь Душко отметил, что доля украинской продукции занимает не менее 80% полок крымских магазинов, основная ее часть поставляется с материка, продукция крымских производителей способна обеспечить не более 2% потребностей.

Директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий считает, что крымские магазины зависят от украинских поставок на 90%. «Месяц назад украинские дистрибьюторы перестали поставлять продукты на полуостров мелким сетям. Если Крым окажется в ситуации, когда поставки прекратятся и для крупного ритейла, товарных остатков хватит на неделю», — говорит Ланецкий. Доля в продажах большого сетевого ритейла — 35%, оставшиеся части рынка между собой делили рынки и несетевые магазины.

Заменить украинское продовольствие российской продукцией пока затруднительно: морской путь доставки автоматически добавит к цене продукта 50% стоимости. По данным Макеева, российские поставщики уже ведут переговоры с крымскими ритейлерами, но продукты питания российского производства окажутся на 20–25% дороже украинских аналогов.

«Если Auchan и Metro С&C достаточно просто интегрировать в систему работы с российскими поставщиками, то остальным нужно выстраивать новую систему поставок», — добавляет Ланецкий. Меньше чем за полгода нормально новую логистику никто не сможет отстроить, утверждает Игорь Душко.

Верните машины

За крымских автодилеров, деятельность которых по сути оказалась приостановлена, вступились российские чиновники. Министерство экономического развития разослало письмо автопроизводителям с просьбой начать поставки машин в Крым в конце апреля, рассказал РБК Андрей Соколов, директор министерского департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов. По его словам, несколько крымских автодилеров обратились к чиновникам с просьбой о содействии, потому что поставки машин с Украины были полностью прекращены.

Некоторые автопроизводители продавали на Украину свои машины через российские структуры, напомнил он. «Российские компании продавали на Украину, а там они уже расползались по областям. Сейчас предстоит наладить такую систему, чтобы Крым «питался» от российских дилеров напрямую», — отметил Соколов.

Минэкономразвития уже получило ответы от некоторых компаний, утверждает представитель министерства. Представитель Volkswagen сообщил, что письмо получено, но свою позицию по этому вопросу компания не определила. Наличие письма подтверждает представитель и еще одного крупного иностранного автопроизводителя, попросивший об анонимности. Представитель Renault отказался от комментариев, а представитель Hyundai сказал, что в компанию подобного письма не поступало.

Всего в Крыму около 40 дилерских центров, говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Крымский автомобильный рынок составляет порядка 4% от рынка всей Украины, в 2013 году в стране было продано 201,6 тыс. машин, добавил Назаренко. Украинские импортеры готовы поставлять машины в Крым, утверждает он, но российская таможня не пускает их на полуостров, ссылаясь на то, что машины не могут быть растаможены.

Крымские автосалоны просят ассоциацию познакомить их с российскими импортерами, рассказывает Назаренко. По его словам, импортеры, возглавляемые иностранцами, часто отказываются от сотрудничества, ссылаясь на то, что в мире Крым не признан российской территорией. Представители пяти крупных российских импортеров автомобилей это не комментируют.

В Днепропетровске и Харькове действуют два салона российского автомобильного холдинга «Атлант-М». По словам гендиректора «Атлант-М» на Украине Геннадия Пристрома, за первый квартал 2014 года продажи на Украине упали более чем на 50%, хотя эти салоны в рамках существующих дилерских соглашений продают автомобили только украинских импортеров.

Связисты ждут предписаний

23 мая в Симферополе пройдет семинар территориального управления Роскомнадзора по Крыму и Севастополю, где ведомство проинформирует действующих и потенциальных операторов о том, каким образом будет осуществляться переход на российское законодательство. Об этом рассказал РБК представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. В данный момент операторы работают без изменений, но до конца переходного периода — 1 января 2015 года — им придется получить российскую лицензию или уйти с полуострова.

Во встрече примут участие заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов и заместитель главы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов, рассказал Ампелонский. Будут обсуждаться вопросы лицензирования операторов по российскому законодательству, присвоение радиочастот каждому из операторов, процедура лицензирования украинского оборудования. В конце встречи операторам отдадут диски с нормативной правовой базой, чтобы они подробнее изучили российское законодательство и приняли решение, оставаться на полуострове или нет, отметил Ампелонский. До 1 января 2015 года все операторы, работающие в Крымском федеральном округе, продолжат свою деятельность на основании документов, выданных Украиной, добавил он. «Мы отвечаем за распределение радиочастотного спектра между операторами, даем разрешения и назначаем им частоты», — отметил представитель ведомства. Однако это можно будет сделать после того, как Минкомсвязи проанализирует свободные частоты. «Операторам придется сопоставлять интересы своего бизнеса на Украине с работой в Крыму, посмотрим, кто придет на встречу. Нам они свои решения пока не озвучивали», — добавил Ампелонский. По его словам, в Минкомсвязи готовится отдельный законопроект, который определит условия для работы операторов в Крыму на переходный период. Представитель Минкомсвязи Дмитрий Захаров отказался от комментариев.

По данным исследовательской компании iKS-Consulting, крымский рынок телекоммуникаций оценивается в 400 млн долл., на начало 2014 года операторы обслуживали 2,97 млн абонентов. На полуострове лидируют «МТС-Украина» (57% рынка), «Киевстар» (21%; принадлежит VimpelСom Ltd.) и «Астелит» (16%; основные владельцы — Turkcell и СКМ Рината Ахметова).

Представитель «Киевстара» рассказал РБК, что обслуживание клиентов продолжается в соответствии с теми тарифами, к которым они подключились раньше. «Как украинская компания, мы не получали от регуляторных органов никаких указаний на счет изменения принципов работы в Крыму», — рассказал директор по корпоративным связям «Киевстара» Михаил Шуранов. На вопрос о том, как будет продолжаться работа на полуострове, в компании ответить отказались.

Начальник отдела по связям с общественностью «МТС-Украина» Виктория Рубан сообщила, что оператор оказывает услуги, как и раньше. «У нас в Крыму 2,5 млн абонентов, люди ни в чем не виноваты, поэтому мы будем оказывать услуги до тех пор, пока это возможно, чтобы они не остались без связи», — отметила представитель. «Наши дочерние компании в России и на Украине будут действовать согласно условиям регуляторов в своих странах, но пока никаких предписаний или разъяснений со стороны Украины и России не поступало», — отметил руководитель по внешним коммуникациям VimpelСom Артем Минаев.

Российские абоненты вправе предъявлять свои претензии операторам из‑за действующего на полуострове международного роуминга, считает адвокат общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Дмитрий Лесняк. «Если такое понятие, как российский роуминг, подразумевает под собой роуминг на территории России, то территория России объективно изменилась. Возмещением убытков для абонента должна стать разница между российским и международным роумингом», — отметил Лесняк. Он добавил, что должен быть взыскан и моральный вред, но учитывая, что сумма ущерба невелика, то и моральный вред будет не столь значительным. Потребитель может получить до 10 тыс. руб. в среднем, уверен адвокат.

Вопрос отмены роуминга в регионе сейчас обсуждается с Минкомсвязи, отметил представитель МТС Дмитрий Солодовников. В данный момент для российских абонентов МТС, которые приедут в Крым, звонок в Россию или из России обойдется в среднем в 33 руб. за минуту, внутри страны —8,9 руб.

 

Анна Левинская, Ирина Юзбекова, Денис Ильюшенков
РБК daily

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости