На автобус без распечатанных билетов. Покупки в интернете уже давно перестали быть чем-то сверхъестественным, особенно для покупок билетов на самолеты и поезда. Теперь в этот список вошли и автобусные перевозки. Однако вопрос с использованием электронных билетов в отрасли до сих пор остается открытым.
Когда мы перестанем распечатывать оплаченные онлайн билеты и что для этого нужно сделать читайте в нашем материале.
Миллениалы «захватывают» автобусные перевозки
На сегодняшний день в России через интернет покупается 3-4% от общего числа билетов на междугородные и международные автобусные направления, но при этом этот показатель с каждым месяцем понемногу растет. Рост обусловлен тем, что появились сервисы-агрегаторы, на которых можно найти и купить билет в режиме онлайн на любой рейс — что в соседний город, что в соседнюю страну. Первым подобным сервисом в России стал Busfor.
«Услуга покупки билета через интернет развивается, но еще далеко не все о ней знают, поэтому об этой возможности нужно сообщать, надо знакомить с ней клиентов, и мы это делаем. Уверен, что благодаря активной работе мы сможем занять внушительную долю этого рынка уже в течение 3-4 лет», — говорит генеральный директор и сооснователь сервиса по онлайн-покупке билетов на автобусные направления Busfor Илья Екушевский.
Большую часть покупателей билетов на автобус онлайн составляет так называемое поколение Y, или миллениалы — молодые люди 28-32 года, которые отлично разбираются в гаджетах и современных технологиях, имеют постоянный доход и привыкли совершать покупки в интернете, в том числе покупки билетов. Они часто ездят в деловые командировки или на отдых в близлежащие города и страны.
«Чтобы сделать покупку билетов для них еще более комфортной, мы запустили мобильное приложение, которое быстро набирает популярность — уже несколько сотен тысяч скачиваний. И мы видим, что приложение не просто скачивается, но и активно используется», — отметил Екушевский.
Электронный печатный билет
Однако достичь максимальной цифровизации этой сферы пока не удается. В России в отрасли междугородных и международных автобусных перевозок до сих пор действуют правила, согласно которым пассажир обязан предъявить распечатанный билет. То есть даже билет, купленный через интернет, не является на деле электронным, так как его тоже нужно предъявлять при посадке в распечатанном виде.
«Наша цель — вывести отрасль автобусных перевозок на новый уровень. Самое важное изменение, которого требует рынок и пассажиры, — введение реального электронного билета, который будет действительным при предъявлении его на экране смартфона или планшета при посадке в автобус. В некоторых странах мы уже с этим справились, в некоторых — нет. И здесь проблема, скорее, в законодательстве. Есть закон, в котором чётко прописано: при посадке нужно иметь билет. Все следуют этому положению. Мы пытаемся решить эту проблему, надеемся, что законодатели нас услышат», — подчеркнул Илья Екушевский, сооснователь Busfor.
Помимо необходимости введения электронного билета игроки рынка лоббируют и полный переход на электронный документооборот. По их словам, это сделает слабо регулируемую в экономическом плане отрасль автобусных пассажирских перевозок более прозрачной, а взаиморасчёты агрегаторов с партнёрами будут проходить проще и быстрее.
Пять лет на изменения
По расчетам экспертов, рынок пассажирских автобусных перевозок в ближайшее время будет активно расти за счет увеличения доли продаж в интернете, ведь путешествия на автобусе становятся всё популярнее у любителей электронных покупок. Уже сегодня онлайн-продажи автобусных билетов ежегодно увеличиваются в два раза, что стало возможно благодаря появлению удобных сервисов для покупки.
«На мой взгляд, через пять лет около 50% всех автобусных билетов будет продаваться онлайн», — отметил Екушевский.
В итоге, через три-пять лет отрасль должна выйти на новый технологический уровень, если ей будет оказана необходимая законодательная поддержка.